Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

Доклад министра Т.Ю.Чураковой

Дата выступления:
13 марта 2018 года

Место выступления:
Коллегия Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики

Докладчик:
министр социальной политики и труда Удмуртской Республики Т.Ю.Чуракова

Тема:
«Об итогах работы отрасли за 2017 год и задачах Министерства социальной политики труда Удмуртской Республики на 2018 год»

Добрый день, уважаемые коллеги!

В Удмуртской Республике, как и в России в целом, социальная составляющая является одним из несомненных приоритетов государственной политики.

2018 год - юбилейный для нашей отрасли. За 100-летнюю историю значительные изменения претерпели не только форма и структура управления, но и сама система социальной поддержки населения. Сегодня она имеет хорошо отлаженную правовую базу, где сформулированы основные принципы социальной защиты, и развитую сеть государственных учреждений.

Министерство неоднократно проходило этапы реорганизации от Глазовского уездного отдела призрения в 1918 году до Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики в 2018.

В соответствии с Указом Главы Удмуртской Республики от 9 октября 2017 года изменена структура органов исполнительной власти республики, в том числе Министерство социальной, семейной и демографической политики переименовано и объединено с Министерством труда и миграционной политики.

В процессе реорганизации оптимизация штатной численности вновь созданного Министерства составила 13,5 % (25,5 штатных единиц).

С 9 февраля 2018 года Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики заработало в новом формате, в объединенном составе, с новыми целями и задачами.

Структура отрасли состоит из 119 подведомственных учреждений, в которых трудится более 8 тысяч человек.

Основой деятельности Министерства являются три государственные программы:

  1. Социальная поддержка граждан.
  2. Доступная среда.
  3. Развитие социально-трудовых отношений и содействие занятости населения Удмуртской Республики.

Остановлюсь на каждой из программ подробнее.

«Социальная поддержка граждан»

В послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин отметил, что система социальной помощи должна строиться на принципах справедливости и адресности.

В структуре государственной программы «Социальная поддержка граждан» предусмотрено четыре подпрограммы, реализация которых позволяет обеспечить стабильный уровень социальной поддержки различных социальных групп населения. На мероприятия программы в 2017 году направлено 7 млрд.800 тысяч рублей.

Основной объем расходов государственной программы, более 47 %, приходится на подпрограмму «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан». Так, на социальные выплаты ежегодно направляется более 5 млрд. руб. Это позволяет своевременно и в полном объёме выплачивать гражданам более 40 видов пособий и компенсаций.

В республике проживает более 454 тысяч пенсионеров, в том числе 268 тысяч граждан льготных категорий, получающих меры социальной поддержки. Это участники и инвалиды войны, вдовы, ветераны радиационных аварий, инвалиды от общего заболевания, ветераны труда, труженики тыла, лица, пострадавшие от политических репрессий.

Одной из мер социальной поддержки является компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг. В бюджете республики предусмотрено 2млрд.600 тысяч руб. Данные средства позволяют производить компенсацию в среднем по 977 рублей в месяц на человека.

Более 9 тысяч пенсионеров в возрасте старше 70 лет получают компенсацию расходов на уплату взноса на капитальный ремонт.

В Удмуртской Республике проживает 19 449 ветеранов Великой Отечественной войны. Ежегодно территориальными органами Министерства и комплексными центрами социального обслуживания населения с привлечением ветеранских организаций и органов местного самоуправления проводится мониторинг условий жизни ветеранов, цель его - выявление и обеспечение комплексного межведомственного решения проблем каждого ветерана, проживающего в регионе.

Продолжается работа по капитальному ремонту жилых помещений участников и инвалидов Великой Отечественной войны. В 2017 году всем нуждающимся 93 ветеранам предоставлена единовременная выплата в размере до 80,0 тыс. руб. В квартирах ветеранов заменены пришедшие в негодность окна, входные двери, отремонтированы полы, крыши домов, установлены душевые кабины и другие виды ремонтных работ.

Стала традиционной совместная работа территориальных органов Министерства, администраций муниципальных образований республики и комплексных центров социального обслуживания по чествованию ветеранов Великой Отечественной войны в связи с юбилейными днями рождения. В 2017 году 1758 ветеранов получили именные поздравительные открытки от имени Президента Российской Федерации В.В. Путина

Второй подпрограммой является «Модернизация и развитие социального обслуживания населения». Объем финансовых средств бюджета республики в размере 2 млрд. рублей направляется на обеспечение деятельности учреждений.

Сеть стационарных учреждений социального обслуживания – это 11 автономных учреждений, в которых проживает 3268 человек. В них функционируют 27 отделений милосердия, 6 отделений реабилитации и геронтологическое отделение на 100 мест.

Учреждения предоставляют все виды социальных услуг. В 2017 году их оказано более 9 млн.

В связи с принятием Федерального закона 442-ФЗ особую актуальность принимают вопросы предоставления социальных услуг не только государственными учреждениями, но и организациями различных форм собственности (индивидуальными предпринимателями и НКО).

Внесенные в 2017 году изменения в Закон Удмуртской Республики об адресной социальной защите населения позволили увеличить количество обслуживаемых пожилых граждан, а также расширить перечень социальных услуг.

Хочу отметить, что при комплексных центрах социального обслуживания, помимо привычного нам с вами предоставления социальных услуг совместно с волонтерами развиваются и функционируют стационарозамещающие технологии, такие как приемная семья для пожилых, санаторий на дому, институт сиделок, специальный дом для одиноких престарелых, мобильные бригады, школа активного долголетия, школа безопасности, клубы скандинавской ходьбы и другие.

Особое внимание уделяется мероприятиям подпрограммы «Реализация демографической и семейной политики, совершенствование социальной поддержки семей с детьми».

Объем финансовых средств бюджета республики составляет 1млрд.600 тысяч руб.

В Российской Федерации активная демографическая политика проводится с 2007 года. Концепция демографической политики на период до 2025 года направлена на стабилизацию численности населения и создание условий для её роста.

После 2011 года демографы предсказывали резкое снижение рождаемости в России, связанное с сокращением количества женщин репродуктивного возраста.

Снижение рождаемости, которое сейчас наблюдается, это прогнозируемая ситуация, она является следствием:

  • уменьшения числа женщин детородного возраста, вступлением в детородный возраст мужчин и женщин 90-х годов рождения, когда было зарегистрировано значительное снижение рождаемости;
  • гендерной диспропорции и изменившегося репродуктивного поведения населения.

В 2017 году впервые с 2009 года в Удмуртской Республике отмечается естественная убыль населения. По данным Удмуртстата в прошлом году родилось на 3041 ребенка меньше, чем в 2016 году.

По данным муниципальных образований в республике проживает более 224 тысяч семей с детьми до 18 лет, в которых воспитывается 360 тысяч детей.

Основная доля рожденных в 2017 году детей приходится на вторые и последующие рождения: она составила 63,6%.

Связано это с тем, что с 2007 года на уровне Российской Федерации введена такая мера поддержки семей с детьми, как материнский капитал при рождении второго и последующего ребенка.

В Удмуртской Республике предусмотрен комплекс социальных мер, направленный на поддержку отдельных категорий семей, в том числе и многодетных:

  • ежемесячная денежная выплата на третьего и последующего детей с 1,5 до 3-х лет в размере 5 тысяч рублей (на детей, рожденных до 1 января 2018 года);
  • льготные жилищные займы для семей с детьми;
  • компенсация 30% оплаты жилищно-коммунальных услуг многодетным семьям;
  • бесплатное питание и проезд школьников из многодетных малообеспеченных семей;
  • оказание государственной помощи малоимущим семьям, в том числе на основании социального контракта;
  • предоставление бесплатных путевок в оздоровительные лагеря детям в трудной жизненной ситуации;
  • единовременная материальная помощь студенческим семьям при рождении ребенка (15 тыс.рублей);
  • социальная помощь малоимущим многодетным семьям для подготовки детей к школе (3400 рублей на детей-первоклассников) и др.

На 1 января 2018 года в республике зарегистрировано 20 751 многодетная семья, что на 1353 семьи больше чем на 1 января 2016 года.

В тоже время растет и количество многодетных малообеспеченных семей, что влечет за собой увеличение финансовых средств на оказание мер социальной поддержки.

Получение безвозмездной субсидии на улучшение жилищных условий является наиболее востребованной мерой социальной поддержки у многодетных семей, поскольку большинство из них являются малоимущими и не могут себе позволить взять кредит на приобретение жилья, либо постройку дома на выделенном земельном участке.

В 2017 году безвозмездную субсидию получили 40 семей.

По данным муниципальных образований республики на 1 января 2018 года в очереди на субсидию стоит 1 281 многодетная малообеспеченная семья.

Еще одна категория семей, которая нуждается в заботе государства – семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

С 2010 года Министерство успешно организует круглогодичный отдых и оздоровление детей указанной категории. В 2017 году организованным отдыхом было охвачено 5 623 ребенка.

В 2018 году организованным отдыхом будет охвачено 6 тысяч детей данной категории.

Работа по оказанию помощи детям и семьям в трудной жизненной ситуации проводится при тесном взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Это позволяет обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами семейного неблагополучия и социального сиротства.

В 2017 году курс социальной реабилитации в специализированных учреждениях для несовершеннолетних прошли 1523 ребенка. Все социальные услуги, в том числе питание, проживание, предоставление одежды и обуви оказываются детям бесплатно.

Особое внимание уделяется профилактической работе с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении. В 2017 году в органах и учреждениях социальной защиты состояло на учете 1046 семей, в которых воспитывается 2160 детей. В 2017 году снято с учета в связи с улучшением положения в семье - 341 семья.

Сокращение бедности среди населения, особенно среди семей с детьми, остается сегодня приоритетным направлением деятельности органов социальной защиты населения.

Одной из инновационных социальных технологий, создающих условия для самостоятельного выхода из бедности является социальный контракт. Ежегодно на эти цели из бюджета республики направляется 2,0 млн. руб. Средний размер единовременной выплаты по социальному контракту в республике составляет около 20 тыс. руб.

В 2017 году 81% от общего количества заключенных контрактов направлен на приобретение домашних животных и птиц, кормов, малой сельскохозяйственной техники, стройматериалов для хозяйственных построек. Также востребовано направление средств на лечение от алкогольной зависимости.

В итоге у 57% семей с детьми увеличились натуральные поступления продукции из личных подсобных хозяйств, что способствовало улучшению качества домашнего питания, 59% малообеспеченных семей преодолели трудную жизненную ситуацию.

Кроме того, семьи с детьми и иные граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, имеют возможность получить разовую материальную помощь. В 2017 году такую помощь получили 4 707 граждан (на предметы первой необходимости, лечение, ремонт).

В целях укрепления института семьи, пропаганды официального заключения брака, профилактики разводов в республике учреждены государственные награды – знаки отличия «Материнская слава» и «Родительская слава».

Для стабилизации демографической ситуации, в целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства 2018-2027 годы в Российской Федерации указом Президента объявлены Десятилетием детства. Ряд мер в рамках Десятилетия детства уже реализуются с 1 января 2018 года. В частности, по инициативе Президента России В.В.Путина в 2017 году принят новый пакет демографических мер.

Весь пакет носит разноплановый характер и направлен на различные категории граждан. Это не только ежемесячная выплата на первого ребенка, но и выплата на второго ребенка за счет средств материнского капитала, на третьего и последующих детей в соответствии с «майскими указами» Президента России, кроме того – это льготные ипотечные кредиты и продление срока действия материнского капитала.

Следует отметить, что цель введения новых выплат на детей –поддержка семьи, чьи доходы не высоки. Достаточно существенный размер выплаты позволяет им принять решение о рождении ребенка. Когда государство поддерживает семью – это уверенность в завтрашнем дне.

В Удмуртской Республике в 2018 году родилось 2 554 ребенка, в том числе 861 – это первенцы, 1069 – вторые дети в семье и 624 – третьи и последующие дети.

С начала года Министерством и территориальными органами проводится организационная и разъяснительная работа с целью обеспечения 100-процентного охвата всех женщин, имеющих право на получение новых выплат. К сожалению, процент назначенных пособий не велик – это только 20 процентов от числа родившихся первенцев (178 пособий).

Причина в том, что при расчете среднедушевого дохода семьи принимаются денежные доходы за последние 12 месяцев перед обращением. Мы понимаем, что когда женщина выходит в декретный отпуск, она получает дополнительные выплаты в соответствии с законодательством. Увеличение дохода за счет разовых выплат не позволяет назначить пособие женщинам со средним доходом семьи. В настоящее время на уровне Российской Федерации рассматривается вопрос о внесении поправок в федеральное законодательство с целью устранения несправедливости в отношении таких семей.

Министерство продолжает активную разъяснительную работу по инициативам Президента России.

Прошу руководителей территориальных органов взять под личный контроль работу с каждой семьей.

Хочу поблагодарить Комитет по делам ЗАГС при Правительстве Удмуртской Республики и лично Попову Людмилу Александровну за сотрудничество и своевременно оказанную организационную помощь.

В 2017 году продолжена реализация государственной программы «Доступная среда».

За 6 лет действия программы паспортизировано 375 объектов социальной сферы, адаптировано и оснащено реабилитационным оборудованием 203 учреждения спорта, культуры, здравоохранения, образования, социальной поддержки и занятости.

Программа состоит из трех подпрограмм:

Первая – создание архитектурной доступности объектов социальной сферы;

Вторая - развитие реабилитационных и абилитационных услуг;

Третья – способствование профессиональному развитию и трудоустройству.

В рамках программы реализуются различные социальные проекты, направленные на создание достойных условий жизни для людей с ограниченными возможностями. Назову только некоторые из них.

«Социальное такси», диспетчерская служба для глухих и слабослышащих людей, «Лыжи мечты», «Пойдем гулять», «Мы доедем! Мы дойдем!»

На территории Удмуртской Республики продолжена работа по повышению показателей доступности объектов и услуг для инвалидов в соответствии с «дорожной картой».

В 2017 году «дорожная карта» доработана с учетом рекомендаций Минтранса России и Минпромторга России. Включены мероприятия по обеспечению доступности в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания и в транспортной сфере.

За 2017 год проведено 3076 проверок обеспечения доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов и услуг в различных сферах жизнедеятельности.

Министерство совместно с Главным бюро медико-социальной экспертизы принимает активное участие в организации работы системы межведомственного информационного взаимодействия при реализации индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов (детей-инвалидов). Хочу поблагодарить Екатерину Дмитриевну Мухаметгалееву за плодотворное сотрудничество с нами.

За 2017 год в информационной системе ИПРА специалистами территориальных органов Министерства разработано более 37 тысяч перечней мероприятий по социальной реабилитации.

На сегодняшний день мероприятия по социальной реабилитации реализуются 2 реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в г. Глазове и в г. Ижевске. Ежегодно в Центрах проходят курсы реабилитации свыше 1500 детей-инвалидов.

Для повышения доступности реабилитационных услуг и непрерывности процесса реабилитации для детей-инвалидов в пяти комплексных центрах социального обслуживания населения г. Ижевска успешно работают отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, где ежегодно обслуживаются более 1000 семей с детьми-инвалидами.

В Республиканском социально-реабилитационном центре для граждан пожилого возраста и инвалидов и социально-реабилитационных отделениях для граждан пожилого возраста и инвалидов комплексных центров социального обслуживания населения ежегодно получают услуги по социальной реабилитации, социально-бытовой адаптации, социально-психологической реабилитации, лечебно-оздоровительные мероприятия около 11 тысяч инвалидов и граждан пожилого возраста.

По данным мониторинга оценки качества услуг эффективность социально-реабилитационных мероприятий составила 99 %.

Под постоянным вниманием находится вопрос по трудоустройству граждан, имеющих инвалидность.

За 2017 год оказано содействие в трудоустройстве 747 инвалидам. Органы службы занятости населения поступило около 12 тысяч выписок ИПРА, по которым разработаны Планы мероприятий по содействию в трудоустройстве инвалидов.

С 1 июля 2017 года в Удмуртской Республике увеличен размер квоты для приема на работу инвалидов, что позволило обеспечить рабочими местами на 1043 инвалида больше, чем в 2016 году. Так, в 2016 году на квотированных рабочих местах работало 4 665 инвалидов, а в 2017 году – уже 5 708 инвалидов.

Важнейшим аспектом профессиональной реабилитации инвалидов является профессиональное обучение.

Возвращением к трудовой деятельности в республике занимается Сарапульский колледж для инвалидов, где ежегодно обучается 250 человек по программам среднего профессионального образования, в т.ч. экономика и бухгалтерский учет, конструирование и моделирование швейных изделий, радиотехническое и электромеханическое отделение.

Для содействия трудоустройству выпускников и молодых специалистов с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья в Удмуртии в октябре 2017 года прошел первый региональный отборочный этап Национального чемпионата профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс» в рамках III Национального чемпионата «Абилимпикс Россия».

Обратимся к следующей государственной программе «Развитие социально-трудовых отношений и содействие занятости населения Удмуртской Республики»

Развитие социально-трудовых отношений предполагает, в том числе ведение вопросов оплаты труда работников организаций бюджетной сферы.

2017 год являлся ключевым по достижению целевых показателей по повышению оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, поименованных в «майских» указах Президента Российской Федерации.

По итогам года эти показатели выполнены в полном объеме. Об этом свидетельствуют данные Росстата, показанные на слайде.

Отмечается значительный рост средней заработной платы по сравнению с уровнем 2013 года - от 20,5 процентов (по педагогическим работникам образовательных учреждений общего образования) до 93,4 процентов (по социальным работникам).

Министерство является ответственным за достижение показателя «Отношение средней заработной платы социальных работников, по субъекту Российской Федерации».

Динамика целевых показателей «дорожной карты» по категории «социальный работник» за 2013-2017 годы показана на слайде.

За 5 лет - с 2013 по 2017 годы заработная плата социальных работников выросла почти в 2 раза с 10 805 руб. до 20 904 руб.

В текущем году работа по координации деятельности органов государственной власти для достижения целевых показателей отраслевых «дорожных карт» продолжается. Обращаю Ваше внимание, что с января 2018 года все установленные целевые показатели должны выполнятся ежемесячно.

Кроме того, в отчетном году Президентом Российской Федерации В.В.Путиным была поставлена задача по индексации заработной платы работников организаций бюджетного сектора экономики, на которых не распространяются «майские Указы».

В целях выполнения этой задачи нами организована работа по своевременному принятию 29 нормативных правовых актов Удмуртской Республики и соответствующих муниципальных нормативных правовых актов, предусматривающих повышение заработной платы данной категории работников с 1 января 2018 года на 4 процента.

В республике сохраняется положительная динамика роста заработной платы.

По данным Удмуртстата размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы за 2017 год составил 29 тысяч 8 рублей, по сравнению с 2016 годом увеличение составило 8,7%.

Среди городов и районов республики наиболее высокая среднемесячная заработная плата работников крупных и средних организаций сложилась в городах – Воткинск, Ижевск, Сарапул, в районах – Воткинском, Якшур-Бодьинском, Завьяловском, Каракулинском. Наиболее низкая заработная плата среди городов наблюдалась в Можге, среди районов – в Юкаменском районе.

Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в 2017 году составила 104,4% к уровню 2016 года. Среди регионов Приволжского федерального округа Удмуртская Республика по данному показателю занимает 2 место после Чувашской Республики со значением 104,6 %.

25 января 2018 года между Правительством Удмуртской Республики, Федерацией профсоюзов Удмуртии и региональным объединением работодателей заключено Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Удмуртской Республике.

С 1 января 2018 года Соглашением установлена минимальная месячная заработная плата в размере 10 912 руб. 35 коп. с учетом районного коэффициента, что превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в Удмуртской Республике за IV квартал 2017 года на 22%. Благодарю за взаимодействие руководителя республиканских профсоюзов Шерстобита Сергея Викторовича, координатора от стороны работодателей Молчанова Сергея Михайловича.

В целом, несмотря на стабильную ситуацию в области доходов и уровня оплаты труда работников, по ряду предприятий республики имеет место просроченная задолженность по заработной плате.

В целях погашения задолженности по заработной плате в республике организовано межведомственное взаимодействие органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления, а также территориальных органов федеральных органов государственной власти.

На регулярной основе ведется индивидуальная работа с предприятиями-должниками. Ситуация с погашением задолженности по заработной плате в данных организациях также рассматривается на совещаниях различного уровня в целях определения путей выхода из кризисной ситуации. Я благодарна за плодотворное сотрудничество руководителю Государственной инспекции по труду в УР Светлане Геннадьевне Шекуновой, а также Прокуратуре УР, следственному комитету и налоговой инспекции.

С 2015 года Министерством совместно с муниципальными образованиями ведется работа, направленная на снижение неформальной занятости.

Наличие неформального сектора в экономике влечет за собой сокращение поступлений в бюджеты всех уровней и затрудняет решение вопросов, связанных с социальной поддержкой населения. В результате часть работников лишается права доступа к государственным социальным инструментам.

За 2017 год количество выявленных работников, с которыми не были заключены трудовые договоры, составило более 49 тысяч человек.

В текущем году работа по снижению неформальной занятости будет продолжена.

Численность занятых в экономике республики уменьшилась на 3,6% и составила 748 700 человек.

Общая численность безработных снизилась с 44 тысяч человек до 36,1 тысяч человек, что, в свою очередь, привело к снижению уровня общей безработицы.

Уровень общей безработицы, по методологии Международной организации труда, за 4 квартал 2017 года снизился на 0,8 процентных пункта и составил 4,6%. По этому показателю Удмуртия занимает 6 место среди субъектов Приволжского федерального округа.

На 1 января 2018 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения республики, составила 7 тысяч 385 человек, это на 21% (или на 1 984 человека) меньше, чем на начало 2017 года. Уровень регистрируемой безработицы составил 0,92% от экономически активного населения. За прошедший год в органы занятости населения от работодателей поступили сведения о 68 тысячах вакансий (за 2016 год – 59 тысяч вакансий).

В 2017 году в республике была продолжена работа по наполнению общероссийской базы вакансий «Работа в России». Информация о вакансиях обновляется ежедневно и по состоянию на 12 марта 2018 года их более чем 10 тысяч.

В 2017 году при содействии службы занятости населения Удмуртской Республики трудоустроено 20 тысяч 713 безработных и ищущих работу граждан. Уровень трудоустройства в общей численности обратившихся в органы службы занятости граждан составил 63%.

Для 3 тысяч безработных и ищущих работу граждан были организованы общественные работы. По численности участников общественных работ Удмуртия по данным мониторинга Минтруда России за первое полугодие 2017 год занимала 20 (двадцатую) позицию в Российской Федерации и 5 (пятую) – в Приволжском федеральном округе.

Временно трудоустроено 740 безработных граждан из числа испытывающих трудности в поиске работы. Закрепляемость на рабочем месте после участия во временных работах составила 20%, то есть каждому пятому безработному гражданину работодатель предложил продолжить трудовые отношения.

Оказано содействие самозанятости 1 тысяче 960 безработным гражданам. По данному показателю Удмуртия занимает 5 (пятую) позицию среди регионов Российской Федерации и 1 (первую) в Приволжском федеральном округе.

В 2017 году был продолжен проект содействия самозанятости граждан - «Займись делом».

Самозанятость – это важнейшее направление деятельности в рыночной экономике, которое способствует сокращению безработицы и вовлечению незанятых граждан в экономическую деятельность. Гражданам, обратившимся в органы службы занятости, предлагается готовое решение по организации собственного дела. 202 безработных гражданина смогли открыть собственное дело. В 2017 году трудоустроено 489 выпускников образовательных организаций, что составляет более половины от числа обратившихся в органы службы занятости населения в целях поиска работы выпускников.

В конце 2017 года стартовал проект «Стажировка для выпускников» по наполнению портала «Работа в России» вакансиями с прохождением стажировки для выпускников профессионального и высшего образования, студентов старших курсов. Центры занятости населения проинформировали почти 4 тысячи работодателей. Более 120 работодателей заключили Соглашения с органами службы занятости населения о наполнении специализированного раздела на портале «Работа в России» сведениями о вакантных рабочих местах, на которых предполагается прохождение стажировки.

В течение 2017 года активно проводились мероприятия по временному трудоустройству подростков в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. Было трудоустроено 6 тысяч 147 несовершеннолетних граждан или каждый десятый подросток республики. В числе трудоустроенных подростков более 2 тысяч подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Повышению эффективности работы по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников способствовали ярмарки вакансий рабочих и учебных мест. В 2017 году в ярмарках вакансий приняли участие 84 тысячи жителей республики и почти 2 тысячи работодателей.

Стало хорошей традицией проводить в республике специализированные ярмарки вакансий, приуроченные к празднованию Дня матери, Дня инвалида, Дня пожилых людей, специализированные ярмарки вакансий для выпускников образовательных организаций.

В 2017 году было организовано 80 ярмарок вакансий для этих категорий граждан, на которых более 300 работодателей представили свои вакансии, посетили специализированные ярмарки вакансий почти 13 тысяч граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

Важным направлением активной политики занятости населения остается организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан. Обучение по направлению органов службы занятости ведется более чем по 50 образовательным программам, и, в первую очередь, по рабочим профессиям.

В прошедшем году к профессиональному обучению приступили 2 тысячи 846 безработных граждан и 133 незанятых гражданина, которым назначена страховая пенсия по старости, стремящихся возобновить трудовую деятельность.

В 2017 году эффективно реализовано направление по организации профессионального обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Участие в данном мероприятии позволяет женщинам, желающим вернуться к трудовой деятельности после отпуска по уходу за ребенком, приобрести новые знания и профессиональные навыки, освоить новую профессию, повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

За прошлый год на обучение было направлено 216 женщин.

В целях помощи гражданам в выборе профессиональной деятельности, предоставляется государственная услуга по профессиональной ориентации.

В 2017 году государственную услугу по профессиональной ориентации граждан получили 37 600 человек.

Важную роль в обеспечении эффективной занятости играет прогнозирование потребности экономики в профессиональных кадрах. В декабре 2017 года утвержден Прогноз потребности рынка труда в квалифицированных кадрах с учетом социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2018-2024 годы. Общая потребность в кадрах рынка труда республики в 2018 году составит 19 тысяч человек, из них:

  • в квалифицированных рабочих, служащих и специалистах среднего звена – 14 тысяч человек (или 74% общей потребности),
  • в специалистах с высшим образованием – 4 тысяч человек (или 26% общей потребности).

Прогноз является основой для установления задания на подготовку квалифицированных кадров за счет средств бюджета Удмуртской Республики.

Для совершенствования системы подготовки квалифицированных кадров с учетом перспектив развития экономики республики утвержден перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, наиболее востребованных, новых и перспективных в Удмуртской Республике – ТОП-РЕГИОН. В него вошли 47 профессий и специальностей среднего профессионального образования по направлениям: информационные технологии, машиностроение, приборостроение, сферы услуг и другие.

Еще одним важным направлением является регулирование миграционных процессов. В 2017 году квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу установлена в размере 53 разрешений. По итогам года квота исчерпана на 77,4%.

За 2017 года оформлено 5235 патентов. Сумма налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа за приобретение патентов, поступившего в бюджет Удмуртской Республики, составила 114 млн. рублей (2016 - 91 млн. рублей).

В прошедшем году в республике была продолжена работа по реализации программы «Оказание содействия добровольному переселению в Удмуртскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом».

Участниками Программы стали 57 человек, вместе с членами семей – 136 человек.

Количество участников Программы и членов их семей трудоспособного возраста составило 94 человека. Все они были трудоустроены. С августа 2015 года гражданство приобрели более 500 человек.

Остановлюсь на реализации государственной политики в области охраны труда.

В настоящий момент в Российской Федерации меняются акценты в работе по охране труда — Минтруд России провозглашает в законодательстве приоритет профилактики, являющийся самым передовым принципом во всем мире.

Министерство проводит активную работу, связанную с профилактикой травматизма. В рамках данной работы проводятся республиканские конкурсы, направленные на усиление значимости и поднятие престижа охраны труда в организациях Удмуртской Республики.

(Перечень конкурсов для справки – «Лучшее муниципальное образование в Удмуртской Республике в области охраны труда», «Лучший специалист по охране труда Удмуртской Республики», Лучшая организация в Удмуртской Республике в области охраны труда», Конкурс детского рисунка «Я рисую безопасный труд»)

Итоги работы в области охраны труда более детально будут освещены на ежегодном Республиканском совещании по охране труда, которое запланировано на май текущего года.

Сегодня озвучу основные показатели в этой сфере.

Проведенный анализ состояния производственного травматизма в Удмуртской Республике показал, что численность пострадавших в несчастных случаях, связанных с производством в 2017 году снизилась на 19,7%, в том числе численность работников, получивших смертельные травмы – на 4,5%.

В результате несчастных случаев, связанных с производством, пострадали 542 работника, в том числе смертельные травмы получили 21 работник, (в 2016 году – на производстве погибло 22 человека). При тяжелых несчастных случаях пострадали 68 работников, снижение составило 1,4 %. Из всех причин возникновения смертельных травм на производстве в 2017 году 71,4% составили организационные причины, и только 28,6% – технические. Вызывает особую озабоченность рост числа смертельных травм в организациях административной деятельности, государственного управления, образования и культуры.

В 2017 году смертельные травмы, в результате несчастных случаев, связанных с производством, получили работники в 8 (восьми) муниципальных образованиях. Особую тревогу вызывает положение дел, связанное с производственным травматизмом в городах Удмуртской Республики, а также в районах – Дебёсском, Игринском, Каракулинском и Увинском. В указанных муниципальных образованиях наблюдается рост числа несчастных случаев, связанных с производством.

Одной из основных задач, стоящих перед Минсоцполитики УР в области профилактики производственного травматизма в 2018 году, является организация согласованных действий исполнительных органов государственной власти, органов федерального государственного надзора и органов местного самоуправления с работодателями, руководителями организаций в Удмуртской Республике.

По состоянию на 1 января 2018 года в Удмуртской Республике специальная оценка условий труда проведена на более чем 180 тысячах рабочих мест (41% от общего числа рабочих мест, по России – 22%) согласно данным, поступившим в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда и данным организаций, проводящих спецоценку.

По сравнению с 2016 годом:

  • на 15% увеличилось количество рабочих мест, где по результатам спецоценки установлены оптимальные и допустимые условия труда,
  • на 30% уменьшилось количество рабочих мест с вредными условиями труда.

Мониторинг условий труда в организациях Удмуртской Республики показал неоднородность сложившейся ситуации. В ряде организаций объем проведенной оценки условий труда достигает (80 – 100)%. Но есть и такие, где данные работы только начинаются или не начинались совсем.

Темпы проведения работ по специальной оценке условий труда необходимо увеличить для исполнения положений федерального закона по завершению спецоценки не позднее, чем 31 декабря 2018 года (426–ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Конечно, сама по себе спецоценка – это не самоцель. Основной целью процедуры проведения спецоценки является улучшение условий труда работающих, поэтому составление и реализация планов мероприятий по улучшению условий труда является обязанностью работодателя, закрепленной в Трудовом кодексе Российской Федерации.

Недостаточный объем финансовых средств, выделяемых организациями Удмуртской Республики на проведение спецоценки и, в целом, на финансирование мероприятий по охране труда, или их отсутствие, приводит к нарушению конституционных прав граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Помимо работы в рамках государственных программ Министерство осуществляет взаимодействие с бизнес-сообществами, общественными организациями и некоммерческим сектором в сфере социального обслуживания населения Удмуртской Республики. При Министерстве работают Координационный и Общественный советы.

Примером продуктивного сотрудничества Министерства с некоммерческими организациями является взаимодействие по психологическому сопровождению детей, пострадавших от сексуального насилия, по созданию общественной школы подготовки молодежи и молодых супружеских пар к семейной жизни, поддержке беременных женщин, имеющих намерение отказаться от новорожденного ребенка, женщин с детьми, испытывающих насилие в семье.

С 2016 года Канифольный детский дом-интернат для умственно отсталых детей является участником конкурса инновационных социальных проектов по эффективному применению адаптивной физической культуры, реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов. Проект назвали «Мы доедем! Мы дойдём!», сумма полученного гранта в 2017 году составила 593,3 тыс. руб.

Общая сумма дополнительно привлеченных средств в 2017 году по результатам участия в грантах и конкурсах составила 851тыс. руб.

В целях развития добровольчества и «серебряного волонтерства» Министерством в 2017 году проведен республиканский конкурс на лучшую организацию работы по внедрению инновационных технологий в сфере социального обслуживания пожилых граждан, одна из номинаций в котором посвящена добровольческой (волонтерской) деятельности. На участие в конкурсе было подано 26 заявок. Победителями стали 6 организаций социального обслуживания.

В 2017 году организациями социального обслуживания прорабатывались мероприятия по привлечению спонсорской помощи, благотворительной помощи, пожертвований от частных лиц и организаций с целью оказания помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. За 2017 год оказана спонсорская и благотворительная помощь на сумму 17,4 млн. рублей.

В текущем году мы планируем и дальше принимать активное участие в грантах и конкурсах, так Министерством направлена заявка на участие в грантовом проекте Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Комплекс мер по формированию межведомственной системы профилактики детской инвалидности путем развития службы раннего вмешательства в 2018-2019 годах». По итогам конкурсного отбора проектов субъектов Российской Федерации наш проект занял 2 рейтинговое место.

Кроме того, Министерство активно взаимодействует с региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия» в рамках реализации партийных проектов на территории Удмуртской Республики.

Отмечу, что Министерством и его подведомственными организациями были проведены все необходимые мероприятия, обеспечившие оперативное оказание поддержки и выплат людям, пострадавшим в автокатастрофе с автобусом «Самара-Ижевск» и взрывом газа в доме № 261 на улице Удмуртской.

С первого дня приема гуманитарной помощи для жителей дома №261 мы поняли, что сотрудникам учреждения будет сложно самостоятельно справиться с таким количеством поступающей гуманитарной помощи, и нам необходимы силы волонтеров. Через средства массовой информации и социальные сети мы обратились к населению города за помощью. И люди откликнулись.

Среди них было более 2000 частных лиц, школ, детских садов, благотворительных фондов, предприятий, акционерных обществ и индивидуальных предпринимателей. Мы увидели, почувствовали единение людей ради спасения других. Огромная благодарность тем, кто не остался в стороне и оказал посильную помощь.

Модернизация материально-технической базы и реконструкции зданий стационарных организаций социального обслуживания.

В течение 2017 года для повышения качества и доступности услуг по социальному обслуживанию Министерством совместно с Агентством инвестиционного развития. А ныне с Корпорацией развития Удмуртской Республики активно отрабатывались вопросы развития государственного частного партнерства в части модернизации материально-технической базы и реконструкции зданий стационарных организаций социального обслуживания.

Итогом работы стала проработка инвестиционного проекта «Реконструкция прачечной Глазовского психоневрологического интерната».

Получена частная концессионная инициатива по инвестиционному проекту. В рамках данного проекта предполагается реконструкция неиспользуемого объекта и последующая эксплуатация по оказанию услуг прачечной. Объём инвестиций в проект составит более 20,1 млн. руб.

В 2017 году завершилось строительство объекта «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями в г. Ижевске» (начало строительства – 2014г.). В 2017 году на завершение строительства было направлено 387,8 млн. руб., том числе средства Благотворительного фонда «САФМАР» в объеме 170,4 млн. рублей.

В 2017 году была продолжена работа с Пенсионным Фондом по реализации Социальной программы Удмуртской Республики «Укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и обучение компьютерной грамотности неработающим пенсионерам, являющимися получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности». Всего на реализацию данной программы в 2017 году было выделено 8,5 млн. руб., в том числе за счет средств Пенсионного фонда России 3,3 млн. руб.

За счёт вышеуказанных средств начаты работы по капитальному ремонту переданного в 2016 году здания (по адресу Ключевой поселок, 77) для размещения филиала Ижевского дома интерната для престарелых и инвалидов. За два года объект будет введён в эксплуатацию, что позволит увеличить на 50 мест стационарные организации социального обслуживания и улучшить условия проживания граждан, уже находящихся в учреждении на обслуживании. Я благодарю за сотрудничество руководителя Удмуртского отделения Бельтюкова Алексея Васильевича.

Для снижения очередности и создания комфортных условий проживания в стационарных учреждениях социального обслуживания, выполнения требований пожарной безопасности завершены ремонтные работы в дополнительных зданиях Алнашского дома-интерната для престарелых и инвалидов и Якшур-Бодьинского психоневрологического интерната. Число мест в Алнашском доме-интернате для престарелых и инвалидов увеличено с 60 до 76, средняя площадь жилых комнат увеличилась с 6,1 до 8,7 кв.м., в Якшур-Бодьинском психоневрологическом интернате с 4,0 кв.м. до 5,8 кв.м., проживающие размещены в комнатах по 4 человека, число мест увеличено с 201 до 211. Открыто отделение милосердия Сарапульского психоневрологического интерната в деревне Аксарино Киясовского района на 25 мест. Отремонтированы дополнительные площади в Глазовском психоневрологическом интернате, что позволило разместить 20 граждан, состоящих в очереди на помещение в интернаты. На 01.01.2018 очередь в стационарные организации социального обслуживания отсутствует.

Важно отследить итоги деятельности Министерства в обращениях граждан, которым мы оказываем поддержку.

Министерством в 2017 году рассмотрено 6605 обращений граждан.

По результатам рассмотрения: рассмотрено положительно – 2760 (44,8 %); разъяснено в соответствии с законодательством – 1204 (19,5%); отказано –2090 (33,9%); направлено по принадлежности – 105 (1,7%).

Наибольшее количество заявителей, обратившихся в Министерство письменно, составляют: пенсионеры – 1667 (27,1%); инвалиды по заболеванию – 807 (13,1%); многодетные семьи – 792 (12,8%); семьи с детьми-инвалидами – 610 (9,9%); доноры – 195 (3,2%), малоимущие семьи 99 (1,6%) и др.

Практикуются выезды министра и его заместителей в города и районы республики, в подведомственные учреждения, где проводятся приемы граждан и встречи с общественными организациями, советами ветеранов. Во время таких приемов на местах проводится разъяснительная работа и оказывается конкретная социальная помощь.

12 декабря 2017 года Министерство приняло участие в общероссийском дне приёма граждан, приуроченном ко Дню Конституции Российской Федерации. В результате проведения личного приёма всем обратившимся даны разъяснения в соответствии с действующим законодательством.

В 2017 году Министерством продолжены работы по развитию инфраструктуры электронного правительства в Удмуртской Республике.

С 1 января 2018 года на территории Российской Федерации введена в эксплуатацию Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО), позволяющая получать информацию о мерах социальной поддержки, предоставляемых населению.

Общее руководство системой осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты России.

На уровне республики методическое руководство по созданию и использованию ЕГИССО проводит Межведомственная рабочая группа, возглавляемая заместителем Председателя Правительства Удмуртской Республики А.А. Муталенко.

Взаимодействие с поставщиками и загрузку информации обеспечивает Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике.

Поставщиками информации определены 11 органов исполнительной власти и все муниципальные образования Удмуртской Республики.

В 2017 году всеми поставщиками услуг проведена значительная подготовительная работа по формированию реестров, сверке данных о получателях, кодированию и предоставлению информации в ЕГИССО.

Хочу отметить работу и поблагодарить администрации городов и районов, которые в сложных условиях обеспечили исполнение федерального законодательства в сфере социальной защиты, а также территориальных органов Министерства, которые провели сверку более 800 тысяч получателей мер социальной поддержки.

Информация, загружаемая и получаемая из системы ЕГИССО, должна вывести на новый уровень систему финансирования и предоставления мер социальной поддержки.

При осуществлении межведомственного взаимодействия при оказании государственных услуг посредством государственной информационной системы «Система исполнения регламентов Удмуртской Республики» Министерством и его территориальными органами направлено в федеральные органы исполнительной власти более 65 тысяч межведомственных запросов.

Регулярно проводится пополнение и обновление информации о деятельности Министерства, территориальных органов и подведомственных организаций на официальном сайте Министерства и сайтах подведомственных организаций Министерства. Ежемесячно на главной странице размещается более 15 публикаций о деятельности структурных подразделений Министерства, что способствует оперативности предоставления информации, как для населения, так и для средств массовой информации. Всего за 2017 год наш сайт посетили более 2 миллиона пользователей.

В завершении своего выступления хочу выразить благодарность коллективам:

территориальных органов Министерства и центров занятости за обеспечение стабильной работы по предоставлению государственных услуг населению.

комплексных центров социального обслуживания населения города Ижевска за организацию в ноябре 2017 года приема гуманитарной помощи и предоставление ее жителям, пострадавшим при взрыве дома на улице Удмуртской в городе Ижевске;

Республиканского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья за подготовку к открытию нового здания центра;

Канифольного детского дома-интерната для умственно отсталых детей за реализацию проекта «Мы доедем! Мы дойдем!»;

Загородного оздоровительного комплекса «Лесная сказка» за организацию совместного отдыха детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и детей-инвалидов;

В канун Дня государственности Удмуртской Республики
4 ноября 2017 года на Доску почета Удмуртской Республики был занесен коллектив автономного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики «Комплексный центр социального обслуживания населения Ленинского района города Ижевска» (директор – Ибрагимов Ильяс Асхатович).

Подводя итоги работы за 2017 год, можно с уверенностью сказать, что сделано много, но еще больше предстоит сделать.

Перед Министерством и отраслью в 2018 году стоят актуальные задачи:

  1. Достижение целевых показателей государственных программ отрасли.
  2. Реализация принципа адресности в сфере социальной политики.
  3. Обеспечение всех взятых государством социальных гарантий с целью повышения социальной защищенности граждан.
  4. Повышение уровня жизни и занятости населения.
  5. Реализация мероприятий в рамках Десятилетие детства 2018-2027 годы в Российской Федерации.
  6. Организация проведения Вторых международных парадельфийских игр.
  7. Реализация комплекса мер направленного на формирование на территории республики службы ранней помощи (250 детей в возрасте от 0 до 3 лет, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов).
  8. Реализация проектов «Наставничество в социальной сфере».
  9. Обеспечение деятельности Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Удмуртской Республики.
  10. Привлечение в сферу социального обслуживания социально ориентированных некоммерческих и бизнес-ориентированных организаций.
  11. Участие в грантах и конкурсах инновационных социальных проектов.
  12. Обеспечение взаимодействия с Единой государственной информационной системой социального обеспечения.
  13. Создание условий для предоставления государственных услуг в электронной форме.

В заключении хочу поблагодарить за постоянное внимание, поддержку и совместную работу Главу Удмуртской Республики Александра Владимировича Бречалова, председателя Правительства Ярослава Владимировича Семенова, наших кураторов заместителя председателя правительства Анастасию Александровну Муталенко, Чернова Алексея Александровича, своих коллег из министерств и ведомств, заместителей глав администраций муниципальных образований, представителей общественных организаций, средств массовой информации, всех, кто прямо или косвенно связан с работой органов социальной защиты и занятости населения.

И еще раз напомнить всем своим коллегам, которые сегодня присутствуют на коллегии и тем, кто находится на своих рабочих местах, что в ближайшее воскресенье 18 марта нам предстоит большое и значимое событие – выборы Президента Российской Федерации. Каждого из вас я жду на ваших избирательных участках для исполнения своего гражданского долга.

Благодарю за внимание.

В формате .pdf:  Загрузить

В формате .doc:  Загрузить