Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

Правовая база

Поиск документов


Документ в силе

Закон Удмуртской Республики от 23.12.2004 №89-РЗ
«Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике»

В редакции от 08.12.2021

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера применения настоящего Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики.

(часть 1 в ред. Закона УР от 07.11.2011 № 61-РЗ)

2. Действие настоящего Закона распространяется на постоянно проживающих на территории Удмуртской Республики иностранных граждан и лиц без гражданства, а также беженцев, за исключением лиц, указанных в части 1 статьи 3.

(часть 2 в ред. Закона УР от 18.12.2014 № 84-РЗ)

3. Действие статьи 4 не распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении, лишенных родительских прав либо родительские права которых ограничены по решению суда.

Статья 2. Финансирование адресной социальной защиты населения в Удмуртской Республике

1. Меры, установленные настоящим Законом, являются расходными обязательствами Удмуртской Республики.

2. Расходы на доставку и пересылку пособия на ребенка и других выплат, установленных настоящим Законом, осуществляются из бюджета Удмуртской Республики.

(в ред. Закона УР от 25.02.2016 № 5-РЗ)

3. В соответствии с федеральным законодательством Удмуртской Республике предоставляются субсидии из федерального бюджета для софинансирования мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, исходя из фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Глава 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

Предоставление мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг гражданам, которым меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг были назначены до 01.07.2020, осуществляется в размерах, действующих по состоянию на 01.07.2020, в случае, если эти размеры превышают размеры мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, рассчитанные в соответствии с положениями данного документа в редакции Закона УР от 13.07.2020 № 46-РЗ.

Статья 3. Социальная поддержка ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий

1. Социальная поддержка ветеранов труда предусматривает осуществление системы мер, включающей:

1) ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов:

а) платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

б) взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного Правительством Удмуртской Республики;

(п. 1 в ред. Закона УР от 13.07.2020 № 46-РЗ)

2) ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых Правительством Удмуртской Республики, а при отсутствии приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых Правительством Удмуртской Республики;

(п. 2 в ред. Закона УР от 13.07.2020 № 46-РЗ)

3) сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях Удмуртской Республики, к которым указанные граждане были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в медицинских организациях Удмуртской Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики;

(п. 3 в ред. Закона УР от 25.02.2016 № 5-РЗ)

4) получение ежемесячной денежной выплаты.

1.1. Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи, предоставляются исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленной Правительством Удмуртской Республики.

Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи, предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

Мера социальной поддержки по оплате жилых помещений, предусмотренная пунктом 1 части 1 настоящей статьи, предоставляется нетрудоспособным членам семьи ветерана труда, совместно с ним проживающим и находящимся на его полном содержании или получающим от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.

(часть 1.1 введена Законом УР от 13.07.2020 № 46-РЗ)

2. Социальная поддержка лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (далее - труженики тыла), предусматривает осуществление системы мер, включающей:

1) бесплатное обеспечение протезами и протезно-ортопедическими изделиями, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и металлокерамики);

(п. 1 в ред. Закона УР от 19.10.2009 № 46-РЗ)

2) сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях Удмуртской Республики, к которым указанные граждане были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в медицинских организациях Удмуртской Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики;

(п. 2 в ред. Закона УР от 25.02.2016 № 5-РЗ)

3) внеочередной прием в организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарной форме, в полустационарной форме, внеочередное обслуживание организациями социального обслуживания, предоставляющими социальные услуги в форме социального обслуживания на дому;

(п. 3 в ред. Закона УР от 25.02.2016 № 5-РЗ)

4) получение ежемесячной денежной выплаты.

3. Социальная поддержка реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, предусматривает осуществление системы мер, включающей:

1) ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов:

а) платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

б) взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного Правительством Удмуртской Республики;

(п. 1 в ред. Закона УР от 13.07.2020 № 46-РЗ)

2) ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых Правительством Удмуртской Республики, а при отсутствии приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых Правительством Удмуртской Республики;

(п. 2 в ред. Закона УР от 13.07.2020 № 46-РЗ)

3) первоочередное получение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха;

4) внеочередное оказание медицинской помощи в медицинских организациях Удмуртской Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики;

(п. 4 в ред. Закона УР от 25.02.2016 № 5-РЗ)

5) внеочередной прием в организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарной форме, в полустационарной форме, внеочередное обслуживание организациями социального обслуживания, предоставляющими социальные услуги в форме социального обслуживания на дому;

(п. 5 в ред. Закона УР от 25.02.2016 № 5-РЗ)

6) получение ежемесячной денежной выплаты;

7) бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и металлокерамики).

(п. 7 введен Законом УР от 19.10.2009 № 46-РЗ)

3.1. Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 3 настоящей статьи, предоставляются исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленной Правительством Удмуртской Республики.

Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 3 настоящей статьи, предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

(часть 3.1 введена Законом УР от 13.07.2020 № 46-РЗ)

4. Гражданину, имеющему право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер.

(в ред. Закона УР от 08.10.2008 № 35-РЗ)

При наличии у граждан, указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи, права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне") социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору гражданина.

(в ред. Закона УР от 08.10.2008 № 35-РЗ)

(часть 4 в ред. Закона УР от 07.06.2005 № 20-РЗ)

5. Условия и порядок присвоения звания "Ветеран труда" устанавливаются Главой Удмуртской Республики.

(в ред. Законов УР от 15.03.2007 № 5-РЗ, от 20.03.2015 № 7-РЗ)

6. Ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, имеют право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящей статьей по достижении 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин либо после установления (назначения) им пенсии в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

(часть 6 в ред. Закона УР от 18.12.2014 № 84-РЗ)

7. Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки, включая размер ежемесячной денежной выплаты, ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, а также форма и размер предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг устанавливаются Правительством Удмуртской Республики.

(в ред. Законов УР от 08.10.2008 № 35-РЗ, от 15.12.2009 № 56-РЗ)

8. Сумма ежемесячной денежной выплаты, установленной в соответствии с настоящей статьей, не учитывается при исчислении размера совокупного дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) для оценки их нуждаемости при определении права на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

(часть 8 введена Законом УР от 07.06.2005 № 20-РЗ)

Предоставление мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг гражданам, которым меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг были назначены до дня вступления в силу Закона УР от 15.11.2017 № 61-РЗ, осуществляется в пределах норм площади жилья, предусмотренных частью 9 статьи 3 в редакции, действовавшей на момент вступления в силу Закона УР от 15.11.2017 № 61-РЗ (абзац второй части 3 статьи 3 Закона УР от 15.11.2017 № 61-РЗ).

9. Утратила силу с 1 января 2018 года. - Закон УР от 15.11.2017 № 61-РЗ.

Статья 3.1. Компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан

(введена Законом УР от 28.09.2016 № 55-РЗ)

1. Компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанная исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного Правительством Удмуртской Республики, и размера занимаемой общей площади жилого помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, но не более размеров региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленных Правительством Удмуртской Республики, предоставляется:

1) одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, в размере 50 процентов;

2) одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста 80 лет, в размере 100 процентов;

3) проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан (женщины, достигшие возраста 55 лет, мужчины, достигшие возраста 60 лет) и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, в размере 50 процентов;

(в ред. Законов УР от 24.09.2018 № 50-РЗ, от 10.12.2018 № 80-РЗ)

4) проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан (женщины, достигшие возраста 55 лет, мужчины, достигшие возраста 60 лет) и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, собственникам жилых помещений, достигшим возраста 80 лет, в размере 100 процентов.

(в ред. Законов УР от 24.09.2018 № 50-РЗ, от 10.12.2018 № 80-РЗ)

2. Гражданам, указанным в пунктах 1, 3 части 1 настоящей статьи, получающим меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Законом Удмуртской Республики "О звании "Ветеран труда Удмуртской Республики", статьей 3 настоящего Закона, компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, установленная настоящей статьей, не предоставляется.

3. Гражданам, указанным в пунктах 2, 4 части 1 настоящей статьи, получающим меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Законом Удмуртской Республики "О звании "Ветеран труда Удмуртской Республики", статьей 3 настоящего Закона, компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, установленная настоящей статьей, предоставляется в размере 50 процентов.

4. Гражданам, указанным в пункте 3 части 1 настоящей статьи, члены семьи которых получают меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, установленная настоящей статьей, не предоставляется.

5. Гражданам, указанным в пункте 4 части 1 настоящей статьи, члены семьи которых получают меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, установленная настоящей статьей, предоставляется в размере 50 процентов.

6. Компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме предоставляется гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, по одному жилому помещению.

7. Порядок и условия предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан устанавливается Правительством Удмуртской Республики.

Действие статьи 4 не распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении, лишенных родительских прав либо родительские права которых ограничены по решению суда (пункт 3 статьи 1 данного документа).

Статья 4. Пособие на ребенка

(в ред. Закона УР от 25.02.2016 № 5-РЗ)

1. Право на пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка в семьях, нуждающихся в социальной поддержке, исходя из уровня имущественной обеспеченности семьи и среднедушевого дохода семьи, размер которого не превышает установленную Правительством Удмуртской Республики величину прожиточного минимума на душу населения в Удмуртской Республике на дату обращения за назначением пособия на ребенка.

(часть 1 в ред. Закона УР от 08.12.2021 № 127-РЗ)

2. Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение пособия на ребенка, устанавливается Правительством Удмуртской Республики.

(в ред. Закона УР от 25.02.2016 № 5-РЗ)

3. Получатели пособия на ребенка обязаны своевременно извещать органы, назначающие и выплачивающие пособие на ребенка, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пособия на ребенка или прекращение его выплаты, не позднее чем в месячный срок.

(в ред. Законов УР от 25.02.2016 № 5-РЗ, от 08.12.2021 № 127-РЗ)

4. Органы, назначающие и выплачивающие пособие на ребенка, имеют право на проверку доходов семьи получателя пособия на ребенка и иных сведений, в процессе которой вправе запрашивать и получать у органов и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности необходимую информацию.

(часть 4 в ред. Закона УР от 25.02.2016 № 5-РЗ)

5. Излишне выплаченные суммы пособия на ребенка возмещаются получателем только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право или размер пособия на ребенка, и др.). Возмещение излишне выплаченных сумм органу, назначающему и выплачивающему пособие на ребенка, производится получателем добровольно либо путем удержания в размере, не превышающем 20 процентов суммы, причитающейся получателю при каждой последующей выплате указанного пособия, либо в судебном порядке.

(часть 5 в ред. Закона УР от 25.02.2016 № 5-РЗ)

6. Размер, порядок назначения и выплаты пособия на ребенка, а также основания для отказа в назначении пособия на ребенка с учетом уровня имущественной обеспеченности семьи и среднедушевого дохода семьи устанавливаются Правительством Удмуртской Республики.

(часть 6 в ред. Закона УР от 08.12.2021 № 127-РЗ)

7. Пособие на ребенка индексируется с 1 января текущего года раз в год исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

(часть 7 введена Законом УР от 08.10.2008 № 35-РЗ; в ред. Закона УР от 25.02.2016 № 5-РЗ)

Статья 5. Социальная поддержка беременных женщин

(в ред. Закона УР от 04.07.2013 № 38-РЗ)

1. Женщинам, имеющим срок беременности не менее 180 дней и не состоящим в трудовых отношениях, выплачивается единовременное пособие в размере 5500 рублей в случае, если они нуждаются в социальной поддержке, исходя из уровня имущественной обеспеченности семьи и среднедушевого дохода семьи, размер которого не превышает установленную Правительством Удмуртской Республики величину прожиточного минимума на душу населения в Удмуртской Республике на дату обращения за назначением единовременного пособия.

Единовременное пособие индексируется ежегодно с 1 января исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

(часть 1 в ред. Закона УР от 08.12.2021 № 127-РЗ)

2. Порядок назначения и выплаты единовременного пособия, а также основания для отказа в назначении единовременного пособия с учетом уровня имущественной обеспеченности семьи и среднедушевого дохода семьи устанавливаются Правительством Удмуртской Республики.

(часть 2 в ред. Закона УР от 08.12.2021 № 127-РЗ)

3. Беременные женщины, не подлежащие обязательному социальному страхованию, имеют право на долечивание (реабилитацию) в санаториях (профилакториях) после стационарного лечения в соответствии с медицинскими показаниями.

(часть 3 введена Законом УР от 08.10.2008 № 35-РЗ)

4. Порядок направления на долечивание (реабилитацию) в санатории (профилактории) после стационарного лечения устанавливается Правительством Удмуртской Республики.

(часть 4 введена Законом УР от 08.10.2008 № 35-РЗ)

Статья 5.1. Обеспечение полноценным питанием детей в возрасте до трех лет

(введена Законом УР от 02.07.2009 № 34-РЗ)

1. Дети в возрасте до трех лет (2 года 11 месяцев 29 дней) по заключению врачей обеспечиваются полноценным питанием, в том числе через специальные пункты питания и магазины, если среднедушевой доход семьи не превышает установленную Правительством Удмуртской Республики величину прожиточного минимума на душу населения в Удмуртской Республике.

(в ред. Закона УР от 08.12.2021 № 127-РЗ)

2. Порядок обеспечения детей в возрасте до трех лет по заключению врачей полноценным питанием, в том числе через специальные пункты питания и магазины, устанавливается Правительством Удмуртской Республики.

3. Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на обеспечение полноценным питанием детей в возрасте до трех лет, устанавливается Правительством Удмуртской Республики.

Мера социальной поддержки, установленная статьей 5.2, является расходным обязательством Удмуртской Республики (Закон УР от 10.06.2020 № 33-РЗ).

Статья 5.2. Обеспечение лекарственными препаратами детей в возрасте с трех лет до шести лет и шести месяцев

(введена Законом УР от 10.06.2020 № 33-РЗ)

1. Дети в возрасте с трех лет до шести лет и шести месяцев в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает установленную Правительством Удмуртской Республики величину прожиточного минимума на душу населения в Удмуртской Республике, при амбулаторном лечении бесплатно обеспечиваются лекарственными препаратами по рецептам врачей (фельдшеров) по перечню лекарственных препаратов, утверждаемому Правительством Удмуртской Республики.

(в ред. Закона УР от 08.12.2021 № 127-РЗ)

2. Порядок обеспечения детей лекарственными препаратами, а также порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на обеспечение детей лекарственными препаратами, устанавливаются Правительством Удмуртской Республики.

3. При наличии права на получение социальной поддержки, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, по основаниям, предусмотренным иными нормативными правовыми актами Удмуртской Республики, мера социальной поддержки предоставляется по одному основанию по выбору родителей (одинокого родителя), опекуна (попечителя), в том числе приемного родителя (приемных родителей).

Статья 6. Социальная поддержка по оплате за присмотр и уход за детьми, обучающимися в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования

(в ред. Закона УР от 16.07.2015 № 57-РЗ)

1. Родители (законные представители), один или оба из которых являются инвалидами первой или второй группы и не имеют других доходов, кроме пенсии, освобождаются от платы за присмотр и уход за детьми, обучающимися в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования.

2. Порядок предоставления мер социальной поддержки категориям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, определяется Правительством Удмуртской Республики.

Статья 7. Социальная поддержка обучающихся

(в ред. Закона УР от 23.10.2014 № 58-РЗ)

1. Обучающимся по очной форме обучения в государственных профессиональных образовательных организациях Удмуртской Республики детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих или единственного родителя, детям-инвалидам, инвалидам I и II групп, инвалидам с детства, студентам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, студентам, являющимся инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и ветеранами боевых действий, а также студентам из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "г" пункта 1, подпунктом "а" пункта 2 и подпунктами "а" - "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", выплачивается стипендия, размер которой должен быть не менее чем на 50 процентов выше по сравнению с размером стипендии, установленной в образовательной организации. Государственная социальная стипендия назначается также студентам, получившим государственную социальную помощь.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам, потерявшим в период обучения обоих или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, находящихся в ведении Удмуртской Республики, выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии.

(часть 1 в ред. Закона УР от 18.04.2018 № 14-РЗ)

1.1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в образовательных организациях, находящихся в ведении Удмуртской Республики, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения по указанным образовательным программам.

В случае достижения лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимися по очной форме обучения по основным образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в образовательных организациях, находящихся в ведении Удмуртской Республики, возраста 23 лет за ними сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные в отношении указанных лиц, до завершения обучения по таким образовательным программам.

(часть 1.1 введена Законом УР от 18.04.2018 № 14-РЗ)

1.2. При предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным образовательным программам среднего профессионального образования в образовательных организациях, находящихся в ведении Удмуртской Республики, академического отпуска по медицинским показаниям, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет за ними на весь период данных отпусков сохраняется полное государственное обеспечение и выплачивается государственная социальная стипендия.

(часть 1.2 введена Законом УР от 18.04.2018 № 14-РЗ)

2. Выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускники образовательных организаций, осуществляющих деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в которых они обучались и воспитывались за счет средств бюджета Удмуртской Республики, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджета Удмуртской Республики, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме обучения по указанным образовательным программам за счет средств бюджета Удмуртской Республики, обеспечиваются бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в размере не менее чем пятьсот рублей.

Предусмотренные настоящей частью дополнительные гарантии по социальной поддержке не предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в случае, если указанные гарантии уже были им предоставлены за счет средств организации, где они ранее обучались и (или) воспитывались.

(часть 2 в ред. Закона УР от 11.07.2018 № 39-РЗ)

3. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Удмуртской Республики, а также обучающиеся за счет средств бюджета Удмуртской Республики по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в профессиональных образовательных организациях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном транспорте, в сельской местности - на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.

Лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся за счет средств бюджета Удмуртской Республики по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в профессиональных образовательных организациях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном транспорте, в сельской местности - на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.

(часть 3 в ред. Закона УР от 18.03.2019 № 9-РЗ)

4. Размер и порядок предоставления мер социальной поддержки, определенных частями 1 - 3 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Удмуртской Республики.

(в ред. Закона УР от 18.04.2018 № 14-РЗ)

5. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по очной форме обучения в образовательных организациях, находящихся в ведении Удмуртской Республики, за счет средств бюджета Удмуртской Республики.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения в образовательных организациях, находящихся в ведении Удмуртской Республики, за счет средств бюджета Удмуртской Республики.

За детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошедшими профессиональное обучение в рамках освоения образовательных программ среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, сохраняется право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения в образовательных организациях, находящихся в ведении Удмуртской Республики, за счет средств бюджета Удмуртской Республики.

(часть 5 в ред. Закона УР от 18.04.2018 № 14-РЗ)

Статья 8. Обучение детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в длительном лечении

(в ред. Закона УР от 18.04.2018 № 14-РЗ)

(в ред. Закона УР от 23.10.2014 № 58-РЗ)

1. Для детей-инвалидов, детей, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, не имеющих возможности по состоянию здоровья посещать государственные и муниципальные образовательные организации, организуется обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях. Основаниями для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

2. Утратила силу. - Закон УР от 11.05.2016 № 31-РЗ.

3. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательной организации, с учетом согласия родителей (законных представителей) наряду с получением дистанционного образования организуются индивидуальные занятия в образовательных организациях, организующих дистанционное образование детей-инвалидов.

4. Правительство Удмуртской Республики обеспечивает создание необходимых условий для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и условий, в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования.

4.1. Родителям (законным представителям) детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающим самостоятельно получение обучающимися общего образования в форме семейного образования, возмещаются затраты на семейное обучение в порядке, определяемом Правительством Удмуртской Республики.

(часть 4.1 введена Законом УР от 18.04.2018 № 14-РЗ)

5. Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями), нуждающимися в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим государственное управление в сфере образования.

Статья 9. Социальная поддержка лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих

(в ред. Закона УР от 23.10.2014 № 58-РЗ)

1. Лица, страдающие социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, определенными законодательством Российской Федерации, имеют право на льготное обеспечение лекарственными препаратами.

2. Порядок льготного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения отдельных категорий граждан устанавливается Правительством Удмуртской Республики.

Статья 9.1. Социальная поддержка граждан, не признанных в установленном порядке инвалидами, но по медицинским показаниям нуждающихся в протезно-ортопедических изделиях (кроме зубных протезов)

(введена Законом УР от 13.10.2020 № 62-РЗ)

1. Лица, в том числе дети до 18 лет, не признанные в установленном порядке инвалидами, но по медицинским показаниям нуждающиеся в протезно-ортопедических изделиях (кроме зубных протезов), обеспечиваются этими изделиями, если среднедушевой доход семьи не превышает двойной величины прожиточного минимума на душу населения в Удмуртской Республике, установленной Правительством Удмуртской Республики.

(в ред. Закона УР от 08.12.2021 № 127-РЗ)

2. Порядок и условия обеспечения лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, протезно-ортопедическими изделиями, в том числе перечень таких изделий, устанавливаются Правительством Удмуртской Республики.

Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

Статья 10. Оказание государственной социальной помощи

1. Государственная социальная помощь, в том числе на основе социального контракта, оказывается малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных выплат и (или) натуральной помощи.

(часть 1 в ред. Закона УР от 07.10.2013 № 53-РЗ)

2. Правительство Удмуртской Республики устанавливает порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина с учетом величин, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.

3. Условия и порядок предоставления государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, устанавливаются Правительством Удмуртской Республики.

(часть 3 в ред. Закона УР от 07.10.2013 № 53-РЗ)

Глава 4. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГРАЖДАН

(в ред. Закона УР от 18.12.2014 № 84-РЗ)

Статья 11. Система социального обслуживания граждан в Удмуртской Республике

(в ред. Закона УР от 22.12.2016 № 88-РЗ)

Система социального обслуживания граждан в Удмуртской Республике включает в себя исполнительный орган государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченный на осуществление полномочий в сфере социального обслуживания граждан на территории Удмуртской Республики (далее - уполномоченный орган в сфере социального обслуживания), в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг, а также поставщиков социальных услуг, к которым относятся:

(в ред. Закона УР от 18.04.2018 № 14-РЗ)

1) организации социального обслуживания граждан, находящиеся в ведении Удмуртской Республики (далее - организации социального обслуживания Удмуртской Республики);

2) негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания граждан, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;

3) индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание граждан.

Статья 12. Перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Удмуртской Республике

(в ред. Закона УР от 18.12.2014 № 84-РЗ)

1. Социальные услуги предоставляются гражданам с учетом их индивидуальных потребностей, определенных в индивидуальной программе предоставления социальных услуг, в соответствии с Перечнем социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Удмуртской Республике (далее - Перечень социальных услуг).

2. В Удмуртской Республике устанавливается следующий Перечень социальных услуг (по формам социального обслуживания граждан и видам социальных услуг):

1) в стационарной форме социального обслуживания граждан:

а) социально-бытовые услуги:

предоставление площади жилого помещения согласно нормативам, утвержденным Правительством Удмуртской Республики;

предоставление в пользование мебели в жилых помещениях;

обеспечение питанием согласно нормам, утвержденным Правительством Удмуртской Республики;

обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем согласно нормативам, утвержденным Правительством Удмуртской Республики;

помощь в приеме пищи (кормление);

предоставление гигиенических услуг получателю социальных услуг, не способному по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход;

предоставление гигиенических услуг получателю социальных услуг, не достигшему семи лет;

отправка за счет средств получателя социальных услуг почтовой корреспонденции;

перевозка получателя социальных услуг в медицинскую организацию, образовательную организацию и организацию для участия в мероприятиях культурно-просветительского, культурно-развлекательного и спортивного характера по инициативе поставщика социальных услуг;

б) социально-медицинские услуги:

выполнение процедур, связанных с сохранением здоровья получателя социальных услуг (измерение температуры тела, артериального давления, контроль за приемом лекарственных средств и другие);

систематическое наблюдение за получателем социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии его здоровья;

консультирование по социально-медицинским вопросам (поддержание и сохранение здоровья получателя социальных услуг, проведение оздоровительных и профилактических мероприятий);

содействие в бесплатном оказании медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Удмуртской Республики в медицинских организациях;

проведение лечебно-оздоровительных мероприятий;

проведение занятий по адаптивной физической культуре;

в) социально-психологические услуги:

социально-психологическое консультирование, в том числе по вопросам внутрисемейных отношений;

психологическая помощь и поддержка;

социально-психологическая диагностика;

социально-психологическая коррекция;

г) социально-педагогические услуги:

содействие в получении дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования;

социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование;

организация досуга (кружковая, клубная работа, праздники, экскурсии и другие культурные мероприятия);

проведение мероприятий, направленных на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних, экстремизма и терроризма;

д) социально-трудовые услуги:

проведение мероприятий по использованию трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам;

оказание помощи в трудоустройстве;

организация помощи в получении образования и (или) профессии инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с их способностями и индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида;

е) социально-правовые услуги:

оказание помощи в оформлении и восстановлении документов получателя социальных услуг;

содействие в получении юридических услуг, в том числе бесплатной юридической помощи, в целях защиты прав и законных интересов получателя социальных услуг;

оказание юридических услуг в целях защиты прав и законных интересов получателя социальных услуг;

ж) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов:

содействие в обеспечении получателя социальных услуг техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида;

обучение инвалида пользованию техническими средствами реабилитации;

обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам общественной жизни;

оказание помощи в обучении навыкам компьютерной грамотности;

2) в полустационарной форме социального обслуживания граждан:

а) социально-бытовые услуги:

обеспечение питанием согласно нормам, утвержденным Правительством Удмуртской Республики;

перевозка получателя социальных услуг в медицинскую организацию, образовательную организацию и организацию для участия в мероприятиях культурно-просветительского, культурно-развлекательного и спортивного характера по инициативе поставщика социальных услуг;

организация различных форм труда, отдыха и оздоровления детей в каникулярное время и в учебное время с неполным учебным днем;

обеспечение кратковременного присмотра за детьми-инвалидами;

б) социально-медицинские услуги:

выполнение процедур, связанных с сохранением здоровья получателей социальных услуг (измерение температуры тела, артериального давления, контроль за приемом лекарственных средств и другие);

систематическое наблюдение за получателем социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии его здоровья;

консультирование по социально-медицинским вопросам (поддержание и сохранение здоровья получателя социальных услуг, проведение оздоровительных и профилактических мероприятий);

содействие в бесплатном оказании медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Удмуртской Республики в медицинских организациях;

проведение лечебно-оздоровительных мероприятий;

проведение занятий по адаптивной физической культуре;

в) социально-психологические услуги:

социально-психологическое консультирование, в том числе по вопросам внутрисемейных отношений;

психологическая помощь и поддержка;

социально-психологический патронаж несовершеннолетних;

социально-психологическая диагностика;

социально-психологическая коррекция;

г) социально-педагогические услуги:

социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование;

организация досуга (кружковая, клубная работа, праздники, экскурсии и другие культурные мероприятия);

проведение мероприятий, направленных на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних, экстремизма и терроризма;

д) социально-трудовые услуги:

проведение мероприятий по использованию трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам;

организация помощи в получении образования и (или) профессии инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с их способностями и индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида;

е) социально-правовые услуги:

содействие в получении юридических услуг, в том числе бесплатной юридической помощи, в целях защиты прав и законных интересов получателя социальных услуг;

оказание юридических услуг в целях защиты прав и законных интересов получателя социальных услуг;

ж) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов:

организация помощи родителям или иным законным представителям детей-инвалидов, воспитываемых дома, в обучении таких детей навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам общественной жизни;

обучение инвалида пользованию техническими средствами реабилитации;

обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам общественной жизни;

оказание помощи в обучении навыкам компьютерной грамотности;

3) в форме социального обслуживания граждан на дому:

а) социально-бытовые услуги:

покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка на дом продуктов питания;

покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости;

покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка на дом средств санитарии и гигиены, средств ухода;

покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка на дом книг, газет, журналов;

содействие в получении услуг организаций торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и других организаций, оказывающих услуги населению;

помощь в приготовлении пищи;

помощь в приеме пищи (кормление);

приготовление пищи;

мытье посуды;

сдача за счет средств получателя социальных услуг вещей в стирку, химчистку, ремонт, обратная их доставка;

машинная стирка;

ручная стирка или стирка в полуавтоматической стиральной машине;

помощь при стирке;

глажка белья;

доставка воды (в жилом помещении без центрального водоснабжения);

доставка воды в баню;

покупка и доставка за счет средств получателя социальных услуг топлива для растопки печи (в жилом помещении без центрального отопления);

покупка и доставка за счет средств получателя социальных услуг топлива для растопки печи в бане;

доставка (перемещение) топлива для растопки печи (в жилом помещении без центрального отопления);

доставка (перемещение) топлива для растопки печи в бане;

растопка печи (в жилом помещении без центрального отопления);

растопка печи в бане;

содействие в осуществлении оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, услуги связи, уплаты налогов, кредитов и штрафов, в том числе снятия показаний приборов учета потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа, заполнения квитанций и оплаты по счетам;

мытье полов;

чистка от пыли напольных покрытий;

чистка от пыли ковровых изделий;

чистка от пыли мебели;

мытье дверей;

чистка раковин, унитазов, ванн, биде;

вынос мусора и отходов, в том числе жидких;

уход за ногтями рук;

уход за ногтями ног;

смена постельного белья;

помощь в одевании и раздевании;

смена нательного белья;

ежедневный уход за волосами;

уход за ротовой полостью;

помощь при бритье;

бритье;

умывание;

стрижка получателя социальных услуг;

содействие при купании;

присутствие при купании;

полное купание в душе, ванной комнате, бане;

полное купание в постели;

помощь при использовании средств личной гигиены, помощь в пользовании туалетом;

помощь при использовании средств личной гигиены, помощь в пользовании судном;

помощь в использовании калоприемника и мочеприемника (с мешком);

вынос судна;

усаживание на край кровати;

помощь при пересаживании;

пересаживание;

помощь при ходьбе по дому;

сопровождение, в том числе на прогулку;

контроль за приемом лекарственных средств и выполнением назначений врача;

обеспечение кратковременного присмотра за детьми-инвалидами;

частичный присмотр на дому;

присмотр на дому;

круглосуточный присмотр (сиделка);

социально-бытовой патронаж;

оформление подписки на газеты и журналы за счет средств получателей социальных услуг;

отправка за счет средств получателя социальных услуг почтовой корреспонденции;

оказание помощи в написании и чтении писем, чтении книг, журналов и газет;

содействие в оформлении документов для направления в стационарные организации социального обслуживания;

посещение получателей социальных услуг, находящихся в медицинских организациях в стационарных условиях;

помощь в пользовании очками, слуховыми и голосообразующими аппаратами;

расчистка дорожек от снега для обеспечения доступа к жилым домам, баням;

содействие в организации ремонта жилого помещения и последующей комплексной уборки, в том числе вызов на дом сантехника, электрика и других необходимых работников, осуществление поиска исполнителей и организация заключения с ними договоров подряда для устранения неисправностей и ремонта жилых помещений;

б) социально-медицинские услуги:

оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи в экстренной форме;

содействие в бесплатном оказании медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Удмуртской Республики в медицинских организациях;

содействие в оказании медицинской помощи и сопровождение в медицинские организации;

содействие в госпитализации в медицинские организации, сопровождение в медицинские организации;

содействие в обеспечении по заключению медицинской организации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями;

приобретение и доставка за счет средств получателя социальных услуг лекарств;

содействие в проведении медико-социальной экспертизы;

содействие в проведении реабилитационных или абилитационных мероприятий социально-медицинского характера, в том числе для инвалидов на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида;

помощь в подготовке порций лекарственных препаратов;

содействие в записи к врачам-специалистам;

содействие в оформлении путевок на санаторно-курортное лечение;

содействие в направлении по заключению врача на санаторно-курортное лечение;

систематическое наблюдение за получателем социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии его здоровья;

консультирование по социально-медицинским вопросам (поддержание и сохранение здоровья получателя социальных услуг, проведение оздоровительных и профилактических мероприятий);

проведение лечебно-оздоровительных мероприятий;

проведение оздоровительных мероприятий для получателей социальных услуг с легкой и умеренной степенью когнитивной дисфункции;

выполнение медицинских процедур по назначению врача;

выполнение назначений и рекомендаций врача;

обучение получателя социальных услуг основным приемам принятия вертикального положения;

в) социально-психологические услуги:

социально-психологическое консультирование, в том числе по вопросам внутрисемейных отношений;

психологическая помощь и поддержка, в том числе гражданам, осуществляющим уход на дому за тяжелобольными получателями социальных услуг;

социально-психологический патронаж;

содействие в оказании психологической помощи;

оказание индивидуальной психологической помощи, в том числе беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности получателя социальных услуг;

социально-психологическая диагностика;

социально-психологическая коррекция;

г) социально-педагогические услуги:

проведение индивидуальных консультаций по вопросам ухода за лицами с дефицитом самообслуживания на дому, а также уходу за собой;

проведение индивидуальных занятий, обучающих здоровому образу жизни, проведение индивидуально санитарно-просветительской работы;

обучение родственников практическим навыкам общего ухода за тяжелобольным получателем социальных услуг, получателем социальных услуг, имеющим ограничения жизнедеятельности, в том числе ребенком-инвалидом;

организация помощи родителям или иным законным представителям ребенка-инвалида, воспитываемого дома, в обучении такого ребенка навыкам самообслуживания, общения и контроля, направленным на развитие личности;

организация досуга (праздники, экскурсии и другие культурные мероприятия);

социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование;

содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с их способностями и индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида;

д) социально-трудовые услуги:

содействие в трудоустройстве;

е) социально-правовые услуги:

оказание помощи в оформлении и восстановлении документов получателя социальных услуг;

содействие в получении юридических услуг, в том числе бесплатной юридической помощи, в целях защиты прав и законных интересов получателя социальных услуг;

оказание юридических услуг в целях защиты прав и законных интересов получателя социальных услуг;

содействие в получении предусмотренных законодательством мер социальной поддержки;

оказание помощи по вопросам организации пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат;

ж) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов:

общение с получателем социальных услуг;

обучение инвалидов (детей-инвалидов) пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации;

обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам общественной жизни;

содействие в оказании услуг по переводу на язык жестов;

оказание помощи в обучении навыкам компьютерной грамотности;

содействие в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий;

абзац утратил силу. - Закон УР от 08.12.2021 № 127-РЗ;

содействие в проведении аудита помещения, подготовка рекомендаций по его переоборудованию с учетом состояния здоровья получателя социальных услуг;

эрготерапевтическая коррекция ограничений жизнедеятельности, в том числе занятия на развитие и восстановление функций мелкой моторики с использованием подручных средств, специальных тренажеров и приспособлений;

4) срочные социальные услуги:

а) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;

б) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

в) содействие в получении временного жилого помещения;

г) предоставление помещения для временного пребывания;

д) оказание юридических услуг в целях защиты прав и законных интересов получателя социальных услуг;

е) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;

ж) оказание экстренной психологической помощи в форме консультирования;

з) содействие в получении услуг по переводу русского жестового языка;

и) оказание услуг по переводу русского жестового языка;

к) содействие в получении предусмотренных законодательством мер социальной поддержки;

л) организация и проведение социокультурных мероприятий;

м) оказание помощи в оформлении документов на погребение;

н) содействие во временном обеспечении техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида;

о) социально-бытовая помощь;

п) сопровождение получателей социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания при госпитализации в медицинские организации;

р) содействие в получении юридических услуг, в том числе бесплатной юридической помощи, в целях защиты прав и законных интересов получателя социальных услуг.

(пп. "р" введен Законом УР от 08.12.2021 № 127-РЗ)

(часть 2 в ред. Закона УР от 13.01.2021 № 3-РЗ)

3. Перечень социальных услуг, предоставляемых каждой организацией социального обслуживания Удмуртской Республики, устанавливается исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим функции и полномочия учредителя организации социального обслуживания Удмуртской Республики, в соответствии с Перечнем социальных услуг, предусмотренным частью 2 настоящей статьи.

Статья 13. Размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно

(в ред. Закона УР от 18.12.2014 № 84-РЗ)

Предельная величина среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно устанавливается в размере полуторной величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в Удмуртской Республике, установленного Правительством Удмуртской Республики, действующего на день обращения гражданина за предоставлением социальных услуг.

(в ред. Закона УР от 08.12.2021 № 127-РЗ)

Статья 14. Утратила силу с 1 января 2015 года. - Закон УР от 18.12.2014 № 84-РЗ.

Глава 4.1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ДОСТУПА ИНВАЛИДОВ К ОБЪЕКТАМ СОЦИАЛЬНОЙ, ИНЖЕНЕРНОЙ И ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУР

(введена Законом УР от 04.12.2015 № 80-РЗ)

Статья 14.1. Полномочия органов государственной власти Удмуртской Республики в сфере обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур

1. Органы государственной власти Удмуртской Республики в пределах своей компетенции обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры, организации социального обслуживания, медицинские, образовательные и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);

3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;

8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

2. Исполнительные органы государственной власти Удмуртской Республики в пределах своей компетенции осуществляют инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики.

3. Правительство Удмуртской Республики:

1) утверждает мероприятия по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, мест отдыха и предоставляемых в них услуг на территории Удмуртской Республики и организует их реализацию;

2) определяет исполнительный орган государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченный в сфере обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, мест отдыха и предоставляемых в них услуг.

(в ред. Закона УР от 22.12.2016 № 88-РЗ)

4. Условия доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, мест отдыха и предоставляемых в них услуг определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Абзац утратил силу. - Закон УР от 22.12.2016 № 88-РЗ.

Статья 14.2. Обеспечение условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур

1. Обеспечение условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, местам отдыха и предоставляемым в них услугам осуществляется путем:

1) адаптации объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, мест отдыха (установка пандусов, поручней, подъемных устройств, средств ориентации для инвалидов по зрению и слуху, оснащение индукционными петлями, расширение дверных проемов, переоборудование санитарно-бытовых помещений, установка кнопки вызова, обустройство парковочных мест для инвалидов и иные мероприятия по адаптации);

2) оснащения объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур адаптированным оборудованием, необходимым для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов с учетом ограничений их жизнедеятельности (дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, приобретение аппаратов для слабослышащих, компьютеров с экранным доступом для инвалидов по зрению, инвалидных кресел), и иным оборудованием;

3) осуществления иных мероприятий, обеспечивающих доступ инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, местам отдыха и предоставляемым в них услугам, в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

2. В соответствии с законодательством Российской Федерации планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Статья 14.3. Участие общественных объединений инвалидов в решении вопросов в сфере обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур

1. Органы государственной власти Удмуртской Республики по запросу общественных объединений инвалидов предоставляют полную и достоверную информацию о степени доступности объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставлении услуг для инвалидов.

2. Органы государственной власти Удмуртской Республики привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений в сфере обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставления услуг.

3. Мнение общественных объединений инвалидов по вопросам обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставления услуг учитывается лицами, осуществляющими подготовку проектной документации объектов капитального строительства, в случаях финансирования этих объектов за счет средств бюджета Удмуртской Республики.

Глава 4.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

(введена Законом УР от 29.12.2017 № 88-РЗ)

Статья 14.4. Размещение информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения

1. Сведения о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах, предоставляемых в соответствии с настоящим Законом, иными законами Удмуртской Республики, нормативными правовыми актами Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики, за исключением сведений, составляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, включая тайну усыновления и врачебную тайну, и документов, содержащих такие сведения, подлежат размещению в Единой государственной информационной системе социального обеспечения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Поставщиками информации в Единую государственную информационную систему социального обеспечения являются исполнительные органы государственной власти Удмуртской Республики и организации, находящиеся в ведении Удмуртской Республики, к полномочиям которых отнесено предоставление мер, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.

Глава 4.3. ПРИЕМНЫЕ СЕМЬИ ДЛЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

(введена Законом УР от 08.12.2021 № 127-РЗ)

Статья 14.5. Приемные семьи для граждан пожилого возраста в Удмуртской Республике

1. Приемная семья для гражданина пожилого возраста (далее - приемная семья) - форма жизнеустройства и социальной поддержки гражданина, нуждающегося в постороннем уходе, представляющая собой совместное проживание, ведение общего хозяйства гражданина, нуждающегося в постороннем уходе, и гражданина, осуществляющего этот уход, а также оказание последним гражданину, нуждающемуся в постороннем уходе, базовой социальной помощи на основании договора о приемной семье.

2. В целях настоящей статьи используются следующие понятия:

1) гражданин, нуждающийся в постороннем уходе, - дееспособный гражданин пожилого возраста (мужчина старше 60 лет и женщина старше 55 лет), в том числе являющийся инвалидом, проживающий на территории Удмуртской Республики, признанный нуждающимся в социальном обслуживании в стационарной форме в связи с полной или частичной утратой способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности, не имеющий супруга (супругу) и близких родственников либо имеющий супруга (супругу) и близких родственников, которые не имеют возможности обеспечить ему уход в силу заболевания, возраста, наличия инвалидности, малообеспеченности и других объективных обстоятельств;

2) гражданин, осуществляющий уход, - совершеннолетний дееспособный гражданин не старше 60 лет, проживающий на территории Удмуртской Республики, не являющийся инвалидом I или II группы, супругом (супругой) гражданина, нуждающегося в постороннем уходе, близким родственником, усыновителем (усыновленным) гражданина, нуждающегося в постороннем уходе, а также супругом (супругой) близкого родственника гражданина, нуждающегося в постороннем уходе.

3. Содержание и объем базовой социальной помощи, оказываемой гражданину, нуждающемуся в постороннем уходе, в соответствии с договором о приемной семье определяются Правительством Удмуртской Республики.

4. Договор о приемной семье является трехсторонним и заключается между гражданином, нуждающимся в постороннем уходе, гражданином, осуществляющим уход, и организацией социального обслуживания по месту жительства приемной семьи.

Форма договора о приемной семье устанавливается Правительством Удмуртской Республики.

5. Гражданин, осуществляющий уход, имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты.

6. Ежемесячная денежная выплата предоставляется в следующих размерах:

1) 50 процентов величины прожиточного минимума, установленной Правительством Удмуртской Республики для трудоспособного населения, - в случае, если гражданин, нуждающийся в постороннем уходе, не является инвалидом или является инвалидом III группы;

2) 75 процентов величины прожиточного минимума, установленной Правительством Удмуртской Республики для трудоспособного населения, - в случае, если гражданин, нуждающийся в постороннем уходе, является инвалидом II группы;

3) 100 процентов величины прожиточного минимума, установленной Правительством Удмуртской Республики для трудоспособного населения, - в случае, если гражданин, нуждающийся в постороннем уходе, является инвалидом I группы.

7. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с предоставлением ежемесячной денежной выплаты, осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики.

8. Порядок и условия создания приемных семей в Удмуртской Республике устанавливаются Правительством Удмуртской Республики.

Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2005 года.

2. Органам государственной власти Удмуртской Республики в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

3. Утратила силу с 1 января 2015 года. - Закон УР от 18.12.2014 № 84-РЗ.

Президент
Удмуртской Республики

А.А. Волков