Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

Охрана труда и государственная экспертиза условий труда

Оценка профессиональных рисков

Правовые основы оценки профессиональных рисков

Трудовой кодекс Российской Федерации:

Статья 212

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

Статья 209

Профессиональный риск – вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работников обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

Управление профессиональными рисками – комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраны труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

Статья 219

Каждый работник имеет право на получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.08.2016 № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» (далее – Типовое положение о СУОТ).

Пункт 8 Типового положения о СУОТ:

Положение о системе управления охраной труда в организации с учетом специфики деятельности работодателя для проведения мероприятий по оценке профессиональных рисков включает процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда, а именно:

  • процедуру управления профессиональными рисками;

  • процедуру информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях.

 

Пункт 10 Типового положения о СУОТ:

Политика работодателя в области охраны труда обеспечивает:

в) выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками.

Пункт 11 Типового положения о СУОТ:

Политика работодателя в области охраны труда отражает:

в) положения об учете специфики деятельности работодателя и вида (видов) осуществляемой им экономической деятельности, обусловливающих уровень профессиональных рисков работников.

Организация и проведение оценки профессиональных рисков

Организация имеет право провести оценку профессиональных рисков как самостоятельно, так и заключить договор на оценку профессиональных рисков со сторонней организацией. Требования к организациям, которые могут проводить оценку профессиональных рисков действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрены.

Управление профессиональными рисками должно предусматривать активное взаимодействие работодателей, работников и других заинтересованных сторон в улучшении условий труда и сохранении здоровья работников.

Если в организации приняли решение провести оценку профессиональных рисков собственными силами, то необходимо разработать собственный алгоритм процедуры. Планируя деятельность по формированию и внедрению системы управления профессиональными рисками, работодатель назначает должностное лицо – ответственное за систему управления профессиональными рисками и наделяет его обязанностями и правами, необходимыми для ее функционирования и поддержания в актуальном состоянии.

Грамотно проведенная оценка профессиональных рисков помогает снизить риск возникновения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на конкретном рабочем месте и выявить, какие меры по обеспечению безопасности на предприятии необходимо принимать в первую очередь.

Результатом оценки профессиональных рисков является количественная оценка степени риска ущерба для здоровья работников от действия вредных и (или) опасных факторов рабочей среды и трудовой нагрузки по вероятности нарушений здоровья с учетом их тяжести. Эти данные являются обоснованием для принятия управленческих решений по ограничению риска и оптимизации условий труда работника. Порядок проведения оценки профессионального риска устанавливается локальным нормативным актом организации в рамках действующей в ней системы управления охраной труда в соответствии с нормативно-правовыми требованиями законодательства Российской Федерации.

Анализ профессионального риска состоит из оценки профессионального риска, управления профессиональным риском и информации о профессиональном риске.

Оценка профессиональных рисков включает:

  • идентификацию (выявление) опасностей;

  • оценку уровней профессиональных рисков;

  • разработку мероприятий по снижению либо контролю уровней профессиональных рисков.

Идентификацию опасностей на конкретных местах и в процессе выполнения конкретных работ рекомендуется проводить на основе классификатора (реестр) опасностей – локального нормативного документа, создаваемого организацией в рамках действующей системы управления охраной труда применительно к специфике и особенностям своего производства. Классификатор (реестр) опасностей должен представлять собой номенклатуру всех существующих в организации опасностей и создаваться на основе всей имеющейся информации обо всех возможных опасностях данного производства. Пункт 35 Типового положения о СУОТ предусматривает перечень основных видов возможных опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников.  

Исходными данными для оценки профессиональных рисков, которые помогут выявить и идентифицировать профессиональные риски, могут быть:

  1. Нормативные правовые акты, локальные документы по охране труда и безопасности работ, которые относятся к определенному рабочему процессу.

  2. Результаты специальной оценки условий труда, что позволит определить вредные факторы, которые влияют на работника.

  3. Техническая документация на оборудование и технологическая документация на процессы, что позволит определить потенциальные риски при работе с оборудованием.

  4. Информация о веществах и инструментах, которые участвуют в технологическом процессе, что позволит определить потенциальные риски при работе с веществами и инструментами.

  5. Сведения о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, о произошедших авариях в организации и результаты их расследования. Эти сведения помогут выявить, при каких работах и производственных процессах в организации работники подвергаются наиболее сильным профессиональным рискам.

  6. Жалобы работников, которые связаны с ненадлежащими условиями труда, и предложения по улучшению условий труда.

  7. Предписания надзорных органов в области охраны труда и промышленной безопасности.

Документированные в виде классификатора (реестра) результаты идентификации опасностей служат исходными данными в процедуре оценки профессионального риска и выработки мероприятий по управлению рисками, по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, по улучшению условий труда и совершенствованию системы управления охраны труда организации.

Методы оценки уровней профессиональных рисков определяются работодателем с учетом характера своей деятельности и сложности выполняемых операций. Допускается использование разных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций (пункт 37 Типового положения о СУОТ). На сегодняшний день насчитывается более 72 методов оценки профессиональных рисков. При выборе метода оценки профессионального риска, следует руководствоваться методом, который охватывает все идентифицированные опасности и прогнозируемые риски, а также позволяет выработать систему мер, надежно защищающую работающих от опасностей и профессиональных рисков их воздействия.

Для справки: ГОСТ 12.0.230.4-2018, ГОСТ 12.0.230.5-2018 описывают основные методы и процедуры по идентификации опасностей, применяемые в зависимости от выбранного(ых) организацией метода(ов) оценки профессиональных рисков.

Заключительным этапом оценки профессиональных рисков является разработка мероприятий по снижению, устранению либо контролю уровней профессиональных рисков (факторов опасности).

Пункт 39 Типового положения о СУОТ предусматривает меры по исключению или снижению уровней профессиональных рисков:

  • исключение опасной работы (процедуры);

  • замена опасной работы (процедуры) менее опасной;

  • реализация инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия опасностей на работников;

  • реализация административных методов ограничения времени воздействия опасностей на работников;

  • использование средств индивидуальной защиты;

  • страхование профессионального риска

Мерами по снижению профессиональных рисков являются также:

  • регулярное наблюдение за условиями труда;

  • регулярное наблюдение за состоянием здоровья работников (предварительные и периодические медицинские осмотры, группы диспансерного наблюдения, целевые медицинские осмотры);

  • пропаганда здорового образа жизни.

Эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками должна постоянно оцениваться.

В результате принятых и проведенных мероприятий профессиональный риск должен быть снижен либо исключен. Если риск остается, то разрабатываются новые мероприятия по снижению профессионального риска и проводится повторная оценка. Если и после этого профессиональный риск остается, то необходимо принципиально пересмотреть метод выполнения работ.

Информирование работников о профессиональном риске.

Работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) формы информирования работников об уровнях профессиональных рисков на их рабочих местах.

Пункт 42 Типового положения о СУОТ предусматривает информирование работников в форме:

  • включения соответствующих положений в трудовой договор работника;

  • проведения совещаний, круглых столов, семинаров, конференций, встреч заинтересованных сторон, переговоров;

  • изготовления и распространения информационных бюллетеней, плакатов, иной печатной продукции, видео- и аудиоматериалов;

  • использования информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

  • размещения соответствующей информации в общедоступных местах.

В организации должна постоянно отслеживаться реализация назначенных мероприятий по управлению профессиональными рисками, достигнут ли желаемый результат от внедрения тех или иных мер в области управления профессиональными рисками, собрана ли достаточная информация для принятия решения по управлению профессиональными рисками и была ли эта информация использована для снижения степени риска в организации.

Документы для скачивания:

В формате .doc:  Загрузить

В формате .pdf:  Загрузить