Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

Оказание содействия добровольному переселению в Удмуртскую Республику

Подпрограмма «Оказание содействия добровольному переселению в Удмуртскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом»

Паспорт подпрограммы

Наименование подпрограммы

Оказание содействия добровольному переселению в Удмуртскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом (далее - подпрограмма)

Дата согласования проекта подпрограммы Правительством Российской Федерации

5 июля 2018 года

Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Удмуртской Республики, ответственный за реализацию подпрограммы (далее - уполномоченный орган)

Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики

Цель подпрограммы

Содействие социально-экономическому развитию Удмуртской Республики в части обеспечения потребности экономики республики в притоке трудовых ресурсов

Задачи подпрограммы

Создание правовых, организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Удмуртскую Республику для постоянного проживания;

создание условий для адаптации и интеграции участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа) и членов их семей в принимающее сообщество, оказание мер социальной поддержки, предоставление государственных и муниципальных услуг

Приоритетные проекты (программы), реализуемые в рамках подпрограммы

Не реализуются

Исполнители основных мероприятий подпрограммы

Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики;

Министерство здравоохранения Удмуртской Республики;

Министерство образования и науки Удмуртской Республики;

Министерство национальной политики Удмуртской Республики;

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики.

Соисполнители подпрограммы

Соисполнители подпрограммы отсутствуют

Этапы и сроки реализации подпрограммы

2015 - 2017 годы (I этап);

2018 - 2024 годы (II этап)

Ресурсное обеспечение подпрограммы

Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств бюджета Удмуртской Республики составит 5839,5 тыс. рублей, из них:

в 2016 году - 383,0 тыс. рублей, в том числе объем субсидий из федерального бюджета составит 344,2 тыс. рублей;

в 2017 году - 609,7 тыс. рублей, в том числе объем субсидий из федерального бюджета составит 420,3 тыс. рублей;

в 2018 году - 373,0 тыс. рублей, в том числе объем субсидий из федерального бюджета составит 300,7 тыс. рублей;

в 2019 году - 620,5 тыс. рублей, в том числе объем субсидий из федерального бюджета составит 502,2 тыс. рублей;

в 2020 году - 620,0 тыс. рублей, в том числе объем субсидий из федерального бюджета составит 502,2 тыс. рублей;

в 2021 году - 780,0 тыс. рублей, в том числе объем субсидий из федерального бюджета составит 631,8 тыс. рублей;

в 2022 году - 780,0 тыс. рублей, в том числе объем субсидий из федерального бюджета составит 631,8 тыс. рублей;

в 2023 году - 840 тыс. рублей, в том числе объем субсидий из федерального бюджета составит 680,4 тыс. рублей;

в 2024 году - 833,3 тыс. рублей, в том числе объем субсидий из федерального бюджета составит 675,0 тыс. рублей

Основные показатели эффективности подпрограммы

Количество участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа), и членов их семей, прибывших и поставленных на учет Министерством внутренних дел по Удмуртской Республике на территории вселения, человек;

доля рассмотренных уполномоченным органом заявлений соотечественников - потенциальных участников Государственной программы с учетом сроков, предусмотренных подпрограммой, от общего числа поступивших заявлений, процентов;

охват трудоустройством участников Государственной программы и членов их семей трудоспособного возраста, включая открывших собственный бизнес, от числа прибывших участников Государственной программы на конец отчетного года, процентов;

доля участников Государственной программы и членов их семей, получивших гарантированное медицинское обслуживание в период адаптации, от общего числа участников Государственной программы и членов их семей, процентов;

охват участников Государственной программы и членов их семей, принявших участие в различных мероприятиях по социально-культурной адаптации и интеграции соотечественников, процентов

Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы

Реализация мероприятий подпрограммы в 2015 - 2024 годах позволит оказать содействие добровольному переселению в республику 1354 участникам Государственной программы с учетом членов их семей (из расчета коэффициента семейственности, равного 2,6):

в 2015 году - 153 человека (в том числе 62 участника подпрограммы и 91 член их семей);

в 2016 году - 311 человек (в том числе 142 участника подпрограммы и 169 членов их семей);

в 2017 году - 136 человек (в том числе 57 участников подпрограммы и 79 членов их семей);

в 2018 году - 130 человек (в том числе 56 участников Государственной программы и 74 члена их семей);

в 2019 году - 104 человека (в том числе 40 участников Государственной программы и 64 члена их семей);

в 2020 году - 104 человека (в том числе 40 участников Государственной программы и 64 члена их семей);

в 2021 году - 104 человека (в том числе 40 участников Государственной программы и 64 члена их семей);

в 2022 году - 104 человека (в том числе 40 участников Государственной программы и 64 члена их семей);

в 2023 году - 104 человека (в том числе 40 участников Государственной программы и 64 члена их семей);

в 2024 году - 104 человека (в том числе 40 участников Государственной программы и 64 члена их семей)

1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы

Настоящая подпрограмма разработана с целью реализации на территории Удмуртской Республики Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".

Реализация подпрограммы обусловлена необходимостью обеспечения экономики Удмуртской Республики рабочей силой и улучшения демографической ситуации в регионе.

Территорией вселения определена вся территория Удмуртской Республики. Описание территории вселения представлено в приложении 1 к подпрограмме.

1.1. Текущее состояние и проблемы в сфере социально-экономического развития Удмуртской Республики

Демографическая ситуация в Удмуртской Республике характеризуется рядом тенденций.

Численность постоянного населения на 1 января 2020 года составила 1500955 человек.

В течение 2019 года в Удмуртской Республике родился 14601 ребенок (в 2018 году - 16423 ребенка, в 2017 году - 17877 детей, в 2016 году - 20995 детей), умерло 17870 человек (в 2018 году - 18079 человек, в 2017 году - 18135 человек, в 2016 году - 19173 человека), естественная убыль составила 3269 человек (в 2018 году - 1656 человек, в 2017 году - 258 человек, в 2016 году наблюдался естественный прирост - 1822 человека).

Данные статистики показывают, что общая ситуация с численностью постоянного населения республики, складывающаяся на протяжении ряда лет, демонстрирует устойчивый ее спад. В перспективе, в соответствии с итогами исследования Росстата, составившего прогноз численности населения России в разрезе регионов на период до 2036 года, численность населения Удмуртии также будет снижаться и к 2025 году составит 1465,9 тысячи человек, что на 2,3% ниже текущего уровня. Сокращение произойдет в основном за счет населения трудоспособного возраста.

Сокращение людей в трудоспособном возрасте ведет к возникновению следующих проблем:

1) сокращение трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал;

2) уменьшение объемов профессиональной подготовки квалифицированных кадров в связи с ухудшением демографической ситуации;

3) "старение" рабочей силы;

4) дефицит квалифицированной рабочей силы.

Численность трудовых ресурсов республики в 2019 году составила 838,9 тысячи человек, снизившись в течение пяти лет на 7,4%, или на 67,5 тысячи человек.

На формирование численности населения оказывают влияние и миграционные процессы. По итогам миграции населения Приволжского федерального округа за 2019 год Удмуртская Республика входила в число регионов, закончивших год с миграционным оттоком.

Для нового места жительства население республики выбирает в основном Приволжский, Центральный и Северо-Западный федеральные округа. Наибольший отток населения Удмуртии происходит в Республику Татарстан, Пермский край, Московскую область, город Москву, город Санкт-Петербург. Такая тенденция является устойчивой.

В 2019 году миграционная убыль населения в Удмуртской Республике составила (-)3166 человек, при этом межрегиональная миграция (-)3645 человек, международная (+)479 человек.

Международная миграция имеет положительное сальдо как за счет мигрантов, прибывших из стран СНГ (+401 человек), так и за счет миграции с другими зарубежными странами (+78 человек).

За 2019 год на миграционный учет поставлено 50347 иностранных граждан и лиц без гражданства. Снято с миграционного учета - 44954. Из общего числа поставленных на учет: по месту пребывания (первично) - 21635 человек, в том числе: по частным делам - 6269, на работу - 9998, учеба - 1203, в туристических целях - 1765 и с иными целями - 2400.

По состоянию на 1 января 2020 года на территории республики проживало на законных основаниях порядка 5,6 тысячи иностранных граждан, из них: по разрешениям на временное проживание - 1050, по видам на жительство - 2194, по действующим разрешительным документам на осуществление трудовой деятельности - 2401 (по разрешениям на работу - 93, по патентам - 2308).

Внешняя трудовая миграция в основном имеет ротационный характер (предусматривает возвращение мигрантов на родину по окончании определенного срока). В сравнении с 2018 годом в Удмуртии привлечение иностранных работников сократилось почти на 40%. Количество трудовых мигрантов составляет 0,3% от численности экономически активного населения республики, что не оказывает существенного влияния на рынок труда. Но необходимо отметить, что большинство трудовых мигрантов заняты низкоквалифицированным трудом.

Удмуртская Республика является развитым индустриальным субъектом Приволжского федерального округа, в котором сформирован многоотраслевой промышленный комплекс, поэтому наибольшая доля занятых в республике приходится на сферу обрабатывающих производств (21%). Также большой удельный вес занимают сферы торговли (15,6%), образования (9,6%) и строительства (9%). Вместе с тем, анализ динамики занятых в соответствующих видах деятельности показывает, что за последние пять лет количество занятых в обрабатывающих производствах сократилось на 7,2%, или на 11,1 тысячи человек, в торговле - на 10,5%, или на 12,7 тысячи человек.

В 2019 году в службу занятости республики от работодателей поступили сведения о 61,4 тысячи имеющихся у них вакансий, это на 12,8% меньше по сравнению с предыдущим годом.

На начало 2020 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, составила 7680 человек. Уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2020 года составил 0,98% от экономически активного населения.

Несмотря на стабильную ситуацию на рынке труда Удмуртской Республики, по-прежнему сохраняются определенные трудности, связанные с неравномерным распределением вакансий по профессионально-квалификационному и территориальному признакам:

1) на 1 января 2020 года число свободных рабочих мест составило 11870 единиц, из них 65% - свободные рабочие места для замещения рабочих профессий. В то же время в числе безработных граждан только 50% имеют рабочие профессии;

2) коэффициент напряженности на рынке труда городов составил от 0,4 до 1,4 единицы, в сельских районах - 0,7 единицы в среднем.

Структура профессий, наиболее востребованных на рынке труда, за последние годы не претерпела серьезных изменений. Наиболее востребованными, как и раньше, остаются профессии продавца, водителя, электрогазосварщика, повара, швеи, каменщика, бетонщика. Наблюдается нехватка младшего медицинского персонала и врачей, специалистов в сельском хозяйстве (трактористов, ветеринаров), инженеров, педагогических работников.

Согласно прогнозу, наибольшую потребность в кадрах будут испытывать следующие отрасли: обрабатывающие производства (20% от общего числа вакансий), торговля и ремонт автотранспортных средств и бытовых изделий (13%), сельское хозяйство, рыболовство и лесное хозяйство (11%), строительство (10%).

В профессионально-квалификационной структуре спроса на рабочую силу существенных изменений не произойдет. Большинство вакансий регистрируемого рынка труда (более 75%) будут предназначаться для граждан, имеющих рабочие профессии, и специалистов среднего звена.

Среди квалифицированных рабочих наиболее востребованными на рынке труда останутся профессиональные группы водителей, машинистов, трактористов, продавцов, слесарей.

Среди специалистов и служащих наибольшим спросом со стороны работодателей будут пользоваться врачи, инженеры, бухгалтеры, экономисты, техники, преподаватели, методисты, воспитатели, средний медицинский персонал.

Таким образом, основной проблемой на рынке труда будет не количественный недостаток заявленных вакансий, а профессионально-квалификационное несоответствие спроса и предложения рабочей силы.

В таблице 1 представлен перечень наиболее востребованных профессий квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена.

Таблица 1

Перечень наиболее востребованных профессий квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена

Квалифицированные рабочие (служащие)

1

Аппаратчик пастеризации и охлаждения молока

2

Аппаратчик производства кисломолочных продуктов

3

Вальщик леса

4

Водитель автомобиля

5

Животновод

6

Каменщик

7

Кондитер

8

Маляр-штукатур

9

Мастер производства цельномолочной и кисломолочной продукции

10

Мастер растениеводства

11

Машинист холодильных установок, обслуживающих аммиачно-холодильные установки

12

Монтажник каркасно-обшивных конструкций

13

Монтажник санитарно-технических и вентиляционных систем

14

Наладчик пищевого оборудования

15

Наладчик-ремонтник промышленного оборудования

16

Наладчик станков с программным управлением

17

Оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм

18

Оператор машинного доения

19

Оператор по ветеринарной обработке животных

20

Оператор по искусственному осеменению животных и птицы

21

Оператор станков (и манипуляторов) с программным управлением

22

Пекарь

23

Помощник воспитателя

24

Повар-кондитер

25

Продавец-кассир

26

Сборщик электронных систем

27

Сварщик

28

Слесарь (ремонтник, механосборочных работ)

29

Слесарь по ремонту автомобиля

30

Слесарь по ремонту контрольно-измерительных приборов и автоматики

31

Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования

32

Слесарь-ремонтник по обслуживанию пищевого оборудования

33

Станочник деревообрабатывающих станков

34

Станочник широкого профиля

35

Сыродел

36

Токарь

37

Токарь-расточник

38

Токарь-универсал

39

Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

40

Фрезеровщик-универсал

41

Шлифовщик

Специалисты среднего звена

1

Агроном

2

Администратор баз данных

3

Ветеринар

4

Воспитатель

5

Воспитатель дошкольной образовательной организации

6

Графический дизайнер

7

Зоотехник

8

Контролер по техническому контролю качества продукции

9

Медицинская сестра

10

Менеджер торгового зала

11

Метролог

12

Программист

13

Разработчик Web- и мультимедийных приложений

14

Сетевой и системный администратор

15

Специалист по информационным ресурсам

16

Специалист по информационным системам

17

Специалист по обслуживанию телекоммуникаций

18

Специалист по тестированию в области информационных технологий

19

Техник по автоматизированным системам управления технологическими процессами

20

Техник по защите информации

21

Техник-механик

22

Технический писатель

23

Учитель (средней квалификации)

24

Фельдшер

25

Экономист (средней квалификации)

1.2. Оценка возможности трудоустройства участников Государственной программы

Экономика Удмуртии имеет индустриально-сырьевую специализацию. Основой экономики республики является промышленность. Среди секторов наиболее развиты: добыча нефти и машиностроение, включая приборостроение, производство электрооборудования, автомобилестроение, производство вооружений (ракеты, легкое стрелковое оружие).

На 1 января 2020 года число хозяйствующих субъектов всех видов деятельности (без индивидуальных предпринимателей) в Удмуртской Республике составило 35504 единицы. Наибольшее число хозяйствующих субъектов сосредоточено в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств и мотоциклов, строительстве, обрабатывающих производствах. В республике насчитывается более 20 тысяч малых предприятий с численностью занятых около 90 тысяч человек. Кроме того работают около 37 тысяч индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. В настоящее время каждый четвертый, занятый в экономике республики, работает в сфере малого и среднего предпринимательства.

В последние годы малый и средний бизнес республики вносит существенный вклад в обеспечение занятости и самозанятости населения, реализацию социальных программ, пополнение доходной части бюджетов.

Для создания условий развития эффективного рынка труда реализуются подпрограммы "Кадровая обеспеченность экономики Удмуртской Республики", "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" государственной программы Удмуртской Республики "Развитие социально-трудовых отношений и содействие занятости населения Удмуртской Республики".

Участникам Государственной программы, зарегистрировавшимся индивидуальными предпринимателями либо выступающими учредителями юридических лиц - субъектов малого или среднего предпринимательства, предоставляются меры государственной поддержки в соответствии с мерами, предусмотренными подпрограммой "Развитие малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике" государственной программы Удмуртской Республики "Создание условий для устойчивого экономического развития Удмуртской Республики", утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15 апреля 2013 года N 161, включающей мероприятия по:

поддержке и стимулированию развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике;

предоставлению субсидий субъектам малого предпринимательства - производителям товаров, работ, услуг.

В целях создания экономических и социальных условий, способствующих развитию малых форм хозяйствования, формированию и устойчивому развитию сельской потребительской кооперации, реализуется Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717, содержащая мероприятия по:

поддержке начинающих фермеров;

развитию семейных ферм;

грантовой поддержке в рамках программы "Агростартап";

реализации перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе.

Участники Государственной программы и члены их семей, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах и претендующие на допуск к медицинской или фармацевтической деятельности в Российской Федерации, должны иметь сертификат специалиста, полученный в соответствии с законодательством Российской Федерации. Условия и порядок выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам утверждены приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 года N 982н.

При этом компенсация затрат на признание образования, полученного в иностранном государстве, проводится в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2015 года N 534 "Об утверждении Положения о порядке финансирования в Удмуртской Республике мероприятий по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".

1.3. Оценка возможности получения участниками Государственной программы профессионального образования, в том числе дополнительного

Образование является одним из важнейших приоритетов государственной политики в Удмуртской Республике.

Образовательное пространство республики включает в себя более 1,5 тысячи образовательных организаций, свыше 350 тысяч воспитанников, школьников и студентов и 32 тысяч педагогических работников.

Сеть образовательных организаций включает в себя:

836 образовательных организаций, реализующих программу дошкольного образования;

572 образовательные организации, реализующие программу общего образования;

96 организаций дополнительного образования детей;

37 профессиональных образовательных организаций по различным направлениям подготовки;

5 государственных организаций высшего образования.

В республике реализуется государственная программа Удмуртской Республики "Развитие образования".

Участникам Государственной программы будет оказываться содействие:

в предоставлении мест в дошкольных образовательных организациях;

в получении соответствующего уровня образования, в том числе в целевом приеме на обучение по направлениям подготовки укрупненной группы 44.00.00 "Образование и педагогические науки";

в получении дополнительного профессионального образования в образовательных организациях в соответствии с законодательством;

в вопросах подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации.

1.4. Оценка возможности оказания социальной поддержки, временного и постоянного жилищного обустройства участников Государственной программы

В Удмуртской Республике выполняются все обязательства в отношении предоставления социальных гарантий различным категориям граждан. Посредством получения мер социальной поддержки улучшают материальное положение более 570 тысяч жителей республики. Ежегодно производятся выплаты более 35 видов пособий, компенсаций и других социальных выплат, которые систематически индексируются в целях недопущения снижения уровня и ухудшения условий их предоставления.

Сохраняются установленные законодательством Удмуртской Республики дополнительные меры социальной поддержки по проезду на транспорте.

Для повышения уровня доходов малоимущих граждан органами социальной защиты населения предоставляется денежная и натуральная адресная социальная помощь.

В рамках государственной семейной политики малоимущим семьям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляются следующие меры социальной защиты и поддержки:

1) ежемесячное пособие на ребенка;

2) единовременное пособие беременным женщинам, не состоящим в трудовых отношениях;

3) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет неработающим гражданам;

4) ежемесячная денежная выплата при рождении в семье после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей;

5) ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

6) компенсация нетрудоустроенным женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, уволенным в связи с ликвидацией организаций;

7) компенсация на приобретение одежды и обуви для подготовки детей к обучению в общеобразовательной организации.

Оказание медицинской помощи участникам Государственной программы и членам их семей на территории Удмуртской Республики осуществляется в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Удмуртской Республики на соответствующий год и на плановый период, утверждаемой постановлением Правительства Удмуртской Республики.

Документом, на основании которого будет осуществляться оказание услуг, является свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, установленного образца или страховой медицинский полис, выданный на основании этого свидетельства.

Принципиальной задачей для формирования сбалансированного рынка жилья является значительное увеличение объемов ввода жилья и, прежде всего, стандартного жилья.

В республике реализуется государственная программа "Развитие строительной отрасли и регулирование градостроительной деятельности в Удмуртской Республике", утвержденная постановлением Правительства Удмуртской Республики от 17 августа 2015 года N 408. За время реализации программы общий объем ввода в эксплуатацию стандартного жилья составит 3101,1 тысячи кв. м общей площади жилья. Будет предоставлено более 88,1 тысячи ипотечных кредитов и займов. Среди мероприятий программы:

оказание мер государственной поддержки в приобретении жилья отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством;

предоставление молодым семьям компенсации процентной ставки по жилищным кредитам и займам;

предоставление безвозмездных субсидий и социальных выплат за счет средств бюджета Удмуртской Республики гражданам на оплату части стоимости приобретаемого (строящегося) жилого помещения;

оказание мер государственной поддержки в приобретении жилья за счет средств бюджета Удмуртской Республики семьям при рождении одновременно троих и более детей;

оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий за счет средств бюджета Удмуртской Республики государственным гражданским служащим Удмуртской Республики.

В республике реализуется Закон Удмуртской Республики от 17 апреля 2017 года N 16-РЗ "Об утверждении Перечня категорий граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья", в соответствии с которым право на приобретение стандартного жилья на территории Удмуртской Республики имеют граждане Российской Федерации, зарегистрированные по месту жительства в Удмуртской Республике и имеющие (имевшие) статус участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Перспективным направлением роста предложения на рынке жилья является набирающее темпы малоэтажное и коттеджное строительство. Современные подходы к проектированию коттеджных поселков, использование передовых технологий дают принципиально новое качество жизни. Продолжится застройка поселков "Зеленодолье", "Тихие зори", "Радуга", "Ближняя Усадьба", "Славянский", "Ижевское раздолье" в Завьяловском районе, жилого поселка "Янтарный" в г. Сарапуле и других. В сельских населенных пунктах важной задачей является развитие индивидуального жилищного строительства.

Участникам Государственной программы будет оказываться содействие в виде компенсации стоимости найма (аренды) жилого помещения.

 

1.5. Анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации подпрограммы

При реализации мероприятий подпрограммы возможно возникновение следующих рисков:

неготовность принимающего сообщества к приезду участников Государственной программы;

отказ работодателя от найма соотечественника после его приезда в республику;

безработица среди участников Государственной программы;

несоответствие реальной квалификации или деятельности участника Государственной программы, заявленных в заявлении соотечественника;

сложности с наймом и оплатой временного жилья;

выезд участников Государственной программы из территории вселения ранее чем через три года со дня постановки на учет в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации в качестве участника Государственной программы и (или) члена его семьи.

Меры управления указанными рисками приведены в разделе 5 подпрограммы.

Управление рисками, появление которых возможно в период реализации подпрограммы, носит комплексный и системный характер, что характеризует достаточную степень готовности Удмуртской Республики к приему участников Государственной программы. Оценка готовности Удмуртской Республики к приему участников Государственной программы приведена в приложении 2 к подпрограмме.

2. Цели, задачи, сроки (этапы) и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач подпрограммы

Цель подпрограммы - содействие социально-экономическому развитию Удмуртской Республики в части обеспечения потребности экономики республики в притоке трудовых ресурсов, повышение устойчивости системы расселения.

Достижение поставленной цели будет осуществляться посредством решения следующих задач:

создание правовых, организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Удмуртскую Республику для постоянного проживания;

создание условий для адаптации и интеграции участников Государственной программы и членов их семей в принимающее сообщество, оказание мер социальной поддержки, предоставление государственных и муниципальных услуг.

Реализация мероприятий подпрограммы рассчитана на период 2015 - 2024 годов.

В результате реализации подпрограммы к 2024 году планируется достижение следующих целевых показателей (индикаторов):

количество участников Государственной программы и членов их семей, прибывших и поставленных на учет Министерством внутренних дел по Удмуртской Республике на территории вселения составит 1354 чел. (из них за период 2015 - 2024 годов - 557 участников Государственной программы и 797 членов их семей);

доля рассмотренных уполномоченным органом заявлений соотечественников - потенциальных участников Государственной программы, с учетом сроков, предусмотренных подпрограммой, от общего числа поступивших заявлений, - не менее 100%;

охват трудоустройством участников Государственной программы, и членов их семей трудоспособного возраста, включая открывших собственный бизнес, от числа прибывших участников Государственной программы на конец отчетного периода - не менее 70%;

охват участников Государственной программы и членов их семей, принявших участие в различных мероприятиях по социально-культурной адаптации и интеграции соотечественников, - не менее 100%;

доля участников Государственной программы и членов их семей, получивших гарантированное медицинское обслуживание в период адаптации, от общего числа участников Государственной программы и членов их семей - до 100%.

Реализация подпрограммы будет способствовать притоку трудовых ресурсов в приоритетные для республики сферы экономической деятельности, включая промышленное и агропромышленное производства, содействовать дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства, увеличению числа квалифицированных специалистов.

Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы приведены в приложении 5 к подпрограмме.

3. Основные мероприятия по реализации подпрограммы

Механизм реализации подпрограммы определен комплексом мероприятий по правовому, организационному, социально-экономическому, информационному и финансовому обеспечению. Основными мероприятиями подпрограммы являются:

1) предоставление государственных услуг в сфере содействия занятости населения, социальной защиты, сфере образования и здравоохранения участникам Государственной программы и членам их семей;

2) социально-культурная адаптация участников Государственной программы на территории республики, включая организацию адаптационных курсов по повышению правовой, языковой, историко-культурной компетентности пребывающих участников Государственной программы и членов их семей;

3) социальное обеспечение участников Государственной программы и членов их семей и оказание им медицинской помощи;

4) информирование потенциальных участников Государственной программы;

5) предоставление информационных, консультационных, юридических и других услуг участникам Государственной программы и членам их семей;

6) содействие в жилищном обустройстве участников Государственной программы и членов их семей, включая выделение переселенцам жилых помещений для временного размещения, обеспечение жилыми помещениями для временного размещения или компенсацию найма жилья на срок не менее шести месяцев либо осуществление иных мероприятий;

7) мониторинг и размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе на портале автоматизированной информационной системы "Соотечественники", информации об уровне обеспеченности трудовыми ресурсами, возможности трудоустройства и получения профессионального образования, оказания социальной поддержки, временного и постоянного жилищного обустройства участников Государственной программы.

Перечень основных мероприятий подпрограммы и ожидаемый непосредственный результат от их реализации представлен в приложении 6 к подпрограмме.

3.1. Меры государственного регулирования

Реализация подпрограммы осуществляется Правительством Удмуртской Республики, исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (по согласованию).

Правительство Удмуртской Республики определяет порядок реализации мероприятий подпрограммы.

Соисполнителями подпрограммы могут выступать заинтересованные субъекты хозяйственной деятельности (по согласованию), а также иные организации и ведомства по мере необходимости.

Межведомственным органом Удмуртской Республики по осуществлению контроля за реализацией подпрограммы является Межведомственная комиссия по миграционной политике при Правительстве Удмуртской Республики (далее - Межведомственная комиссия).

Не реже одного раза в год Межведомственная комиссия подводит итоги реализации подпрограммы. Межведомственная комиссия рассматривает материалы о ходе реализации мероприятий подпрограммы.

Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, ответственным за реализацию подпрограммы, является Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики.

Информирование местного населения, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом, осуществляется Министерством социальной политики и труда Удмуртской Республики посредством регулярного наполнения информационного ресурса - автоматизированной информационной системы "Соотечественники" (далее - АИС "Соотечественники").

В рамках государственного регулирования утверждено постановление Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2015 года N 534 "Об утверждении Положения о порядке финансирования в Удмуртской Республике мероприятий по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".

4. Объемы финансовых ресурсов на реализацию подпрограммы

Реализация мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики.

В соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", для софинансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ переселения за счет средств федерального бюджета субъектам Российской Федерации предоставляется государственная поддержка в виде субсидий из федерального бюджета.

Объемы финансирования подпрограммы за счет средств бюджета Удмуртской Республики подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год и на плановый период.

Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств бюджета Удмуртской Республики составит 5161,6 тыс. рублей, из них:

в 2016 году - 383,0 тыс. рублей, в том числе объем субсидий из федерального бюджета составит 344,2 тыс. рублей;

в 2017 году - 609,7 тыс. рублей, в том числе объем субсидий из федерального бюджета составит 420,3 тыс. рублей;

в 2018 году - 373,0 тыс. рублей, в том числе объем субсидий из федерального бюджета составит 300,7 тыс. рублей;

в 2019 году - 620,0 тыс. рублей, в том числе объем субсидий из федерального бюджета составит 502,2 тыс. рублей;

в 2020 году - 620,0 тыс. рублей, в том числе объем субсидий из федерального бюджета составит 502,2 тыс. рублей;

в 2021 году - 620,0 тыс. рублей, в том числе объем субсидий из федерального бюджета составит 502,2 тыс. рублей;

в 2022 году - 620,0 тыс. рублей, в том числе объем субсидий из федерального бюджета составит 502,2 тыс. рублей;

в 2023 году - 644,8 тыс. рублей, в том числе объем субсидий из федерального бюджета составит 522,3 тыс. рублей;

в 2024 году - 670,6 тыс. рублей, в том числе объем субсидий из федерального бюджета составит 543,2 тыс. рублей.

Ресурсное обеспечение подпрограммы представлено в приложении 5 к государственной программе.

5. Оценка планируемой эффективности и риски реализации подпрограммы

Реализация мероприятий подпрограммы позволит обеспечить к началу 2021 года переселение 381 участника Государственной программы, а с учетом их семей - 912 соотечественников, что будет способствовать обеспечению потребности экономики республики в притоке трудовых ресурсов.

Эффективность реализации подпрограммы оценивается сравнением достигнутых результатов выполнения подпрограммы по целевым показателям (индикаторам) подпрограммы. Оценка эффективности подпрограммы производится ежегодно по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

Оценка степени достижения результатов подпрограммы проводится по формуле:

где:

Ei - степень достижения цели (решения задачи), определяемая по i-му показателю (индикатору);

Пфi - фактическое значение i-го целевого показателя (индикатора) подпрограммы;

Ппi - плановое значение i-го индикатора (показателя) подпрограммы.

Интегральная оценка эффективности реализации подпрограммы определяется по следующей формуле:

где:

Eпр - эффективность реализации подпрограммы;

n - количество показателей (индикаторов) подпрограммы.

Эффективность реализации подпрограммы определяется с применением следующих критериев:

1) 90% - 100% - отлично;

2) 80% - 90% - хорошо;

3) 70% - 80% - удовлетворительно;

4) менее 70% - неудовлетворительно.

Оценка влияния реализации мероприятий подпрограммы на социально-экономическое положение республики проводится по следующим направлениям:

изменение численности населения территории вселения за счет участников Государственной программы и членов их семей, в том числе трудоспособного возраста;

увеличение численности работающих в организациях и субъектах малого предпринимательства на территории вселения за счет участников Государственной программы и членов их семей;

изменение уровня безработицы и численности безработных на территории вселения.

При оценке эффективности реализации подпрограммы учитываются риски и социально-экономические эффекты, оказывающие влияние на изменение соответствующей сферы социально-экономического развития Удмуртской Республики. Риски указаны в подразделе 1.5 «Анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации подпрограммы» раздела 1 «Общая характеристика сферы реализации подпрограммы» настоящей подпрограммы.

Для управления рисками предусматриваются следующие мероприятия, направленные на их снижение:

организация разъяснительной работы посредством размещения информации в открытых источниках о целях и задачах подпрограммы для формирования толерантного отношения к соотечественникам;

мониторинг в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в муниципальных образованиях;

согласование возможности трудоустройства с будущими работодателями на стадии оформления заявления соотечественника об участии в подпрограмме;

подбор вариантов подходящей работы по заявленным от работодателей в органы занятости населения вакансиям, содействие в самостоятельном поиске работы;

организация через органы занятости населения профессионального обучения и дополнительного профессионального образования профессиям, востребованным на рынке труда; включение соотечественника в программы профессиональной и социальной адаптации;

оказание содействия в регистрации в качестве ищущего работу и безработного, выплата пособия по безработице;

содействие в открытии собственного дела;

проработка различных вариантов временного размещения соотечественников на стадии оформления заявления об участии в подпрограмме;

информационная поддержка путем распространения в открытом доступе памяток об условиях временного найма жилья и стоимости проживания семьи, условиях приобретения постоянного жилья;

содействие участию соотечественников в программах ипотечного кредитования жилья и выделению земельных участков под индивидуальное жилищное строительство;

расселение соотечественников преимущественно в местах с низким уровнем безработицы и на территориях с предполагаемым строительством новых производственных объектов;

организация разъяснительной работы по вопросу последствий выезда для соотечественника, в том числе взыскания с него затрат, понесенных государством на выплату подъемных, компенсацию транспортных расходов, затрат на оформление документов.

В целях снижения рисков реализации подпрограммы определяется перечень критериев несоответствия участника Государственной программы требованиям подпрограммы.

Приоритетом при участии в подпрограмме пользуются соотечественники являющиеся студентами очной формы обучения, обучающиеся в образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Удмуртской Республики, студенты инженерно-технической подготовки, обучающиеся и проживающие за рубежом, а также инженеры и ученые, занимающиеся актуальными научными и технологическими проблемами.

Регламент приема участников Государственной программы и членов их семей, их временного размещения, предоставления правового статуса и обустройства на территории Удмуртской Республики представлен в приложении 3 к подпрограмме.

Оценка эффективности реализации подпрограммы осуществляется уполномоченным органом в срок до 20 января года, следующего за отчетным. По результатам оценки в подпрограмму могут вноситься корректировки.

Описание территории вселения

Общая характеристика

Удмуртская Республика расположена в западной части Среднего Урала, в междуречье Камы и Вятки, и занимает площадь 42,1 тысячи квадратных километров, что составляет 0,25% общей площади Российской Федерации.

Удмуртская Республика имеет все виды транспортных сообщений с другими регионами России. Транспортная сеть включает в себя 779 км железных дорог, 6191 км автомобильных дорог общего пользования, в том числе с твердым покрытием - 6030 км, 180 км судоходных речных путей с выходом на Каспийское, Черное и Балтийское моря.

Природа Удмуртии по растительному покрову относится к таежной зоне: почти половина территории покрыта лесами, в основном - хвойными.

Удмуртская Республика состоит из 5 городских округов, 25 муниципальных районов, 1 городского поселения и 302 сельских поселений. Столица Удмуртской Республики - город Ижевск. Численность населения республики на 1 января 2020 года - 1500,955 тысячи человек. Городское население - 65,5%. Плотность населения - 36 человек на квадратный километр.

Основные отрасли промышленности - нефтедобыча, производство машин и оборудования, производство пищевых продуктов, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования.

Основным сектором развития промышленности являются обрабатывающие производства, которые производят более половины всей промышленной продукции Удмуртской Республики.

В структуре валового регионального продукта обрабатывающие производства занимают второе место после добычи полезных ископаемых.

Наиболее значимыми в обрабатывающих производствах являются: производство машин и оборудования (удельный вес в объеме промышленности - 24,2%); производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (14,8%); металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (12,5%); производство транспортных средств и оборудования (9,2%).

Инвестиционная деятельность

Целью государственной инвестиционной политики Удмуртской Республики является формирование востребованных и наиболее надежных, безопасных и комфортных для развития бизнеса условий ведения инвестиционной деятельности, в том числе системы эффективного управления инвестиционными процессами, позволяющих максимизировать приток инвестиций в Удмуртскую Республику и обеспечить ее устойчивое социально-экономическое развитие.

В 2020 году в республике продолжилась реализация государственной программы Удмуртской Республики "Развитие инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике", утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2015 года N 580, которая обеспечивает системную государственную поддержку инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике.

По результатам реализации программных мероприятий по поддержке инвестиционной деятельности в Удмуртии за последние 5 лет в экономику Удмуртской Республики инвестировано более 350 млрд. рублей.

В 2019 году объем инвестиций в основной капитал составил 100,5 млрд. рублей. В 2020 году по прогнозу объем инвестиций в основной капитал составит около 117,4 млрд. рублей. В настоящее время реализуется ряд крупных проектов, направленных на развитие экономики республики.

Лесопромышленные предприятия республики внедряют современные технологии глубокой переработки древесины, что позволяет более эффективно использовать лесные богатства Удмуртии.

В числе предприятий отрасли, активно внедряющих передовые технологии глубокой переработки древесины, - группа предприятий ООО "Увадрев-Холдинг", единственное в Удмуртии предприятие, обладающее заготовительно-перерабатывающим производством ламинированных плит полного цикла. ООО "Увадрев-Холдинг" реализован проект по строительству второго производства ДСП мощностью 300000 куб. м в год с общим бюджетом 3,2 млрд. рублей. В 2013 году проект включен в Перечень особо значимых инвестиционных проектов Приволжского федерального округа.

В республике реализуется ряд инвестиционных проектов по строительству физкультурно-оздоровительных и спортивных комплексов. Так, в городе Ижевске продолжилось строительство плавательного бассейна (АО "КСК "Зенит"), ведутся работы по созданию спортивного комплекса в д. Пирогово Завьяловского района (ООО "Спортивный комплекс "Заря"), оздоровительного комплекса в г. Воткинске (ООО "Паркуз Групп") и многофункционального спортивного комплекса в Дебесском районе (ООО "Ель"). Данные проекты реализуются на принципах государственно-частного партнерства, средства инвестиционного фонда Удмуртской Республики будут направлены на софинансирование строительства объектов транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры.

В республике проводятся мероприятия по формированию и продвижению эффективного инвестиционного имиджа Удмуртской Республики и распространению информации об инвестиционном климате в регионе.

По результатам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, проводимого в 2020 году автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", Удмуртская Республика заняла 29 место среди 85 субъектов Российской Федерации.

По итогам 2019 года Удмуртия заняла 16 место среди российских регионов в рейтинге по уровню развития сферы государственно-частного партнерства, подготовленном Министерством экономического развития Российской Федерации с целью комплексной оценки потенциала субъектов Российской Федерации для привлечения частных инвестиций в проекты государственно-частного партнерства. Благодаря действующему законодательству и успешному опыту реализации проектов государственно-частного партнерства по сравнению с 2018 годом республика укрепила свои позиции на 3 пункта, поднявшись с 19 места. Среди субъектов Приволжского федерального округа республика занимает 4 место.

Перечень основных инвестиционных проектов представлен в таблице 2.

Таблица 2

N п/п

Организация

Инвестиционный проект

1

АО "ИЭМЗ "Купол", ООО "ТЕХНОКЛИМА-РУС"

Совместное итало-словако-российское предприятие "ТЕХНОКЛИМА-РУС" по производству теплообменных и холодильных систем, в рамках создания "Распределенного Технопарка "Метеор"

2

ООО «Финко»

Ижевский завод

3

ООО "Удмуртия"

Создание современного молочного комплекса и свинокомплекса

4

ООО "Центр металлообработки - Металлист"

Создание центра металлообработки на базе высокотехнологичного оборудования

5

ООО "Современные технологии машиностроения" (ООО "СТМ")

Создание промышленного технопарка ООО "СТМ" и необходимой транспортной инфраструктуры

6

ООО "Майский лес"

Строительство лесоперерабатывающего завода

7

ООО ТПК «Восток-ресурс»

Комплексная современная механизация лесозаготовительной деятельности предприятия - расширение производства

8

ООО "Паркуз Групп"

Строительство логистического центра

9

ООО НПФ "Евродеталь

Организация производства закаленной отпущенной пружинной проволоки для автомобилестроения

10

ООО "Альтаир"

Завод строительных сухих смесей типа КМА 700

Дата редактирования: 25.01.2022