Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

Информационные материалы

Обновления на сайте


Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации в 2016 году

Введение

Фундаментальной основой российского общества является семья. Укрепление института семьи, повышение качества жизни семей с детьми, создание условий для реализации семьей своих функций являются первоочередными задачами, стоящими перед современной государственной семейной политикой, в решении которых принимают активное участие не только органы государственной власти всех уровней, но и некоммерческие организации и общественные объединения, граждане, профессиональные союзы, средства массовой информации.

Улучшению положения семей и детей способствуют принимаемые программы, направленные на сохранение здоровья и укрепление репродуктивного здоровья, снижение уровня младенческой и материнской смертности, формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, совмещение родителями трудовой деятельности с воспитанием детей, развитие системы материальной поддержки и стимулирования.

В 2016 году государственные пособия, предоставляемые в связи с рождением и воспитанием детей, были проиндексированы на 7%.

Была продолжена реализация программы материнского (семейного) капитала. Кроме того, с 1 января 2016 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. № 348-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» предусмотрено новое направление распоряжения средствами материнского (семейного) капитала – приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.

В 69 субъектах Российской Федерации нуждающимся в поддержке семьям, в которых после 31 декабря 2012 года родился третий ребенок или последующие дети, предоставляется ежемесячная денежная выплата, предусмотренная пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации». За счет средств федерального бюджета осуществлялось софинансирование расходных обязательств 53 субъектов Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация.

В дополнение к мерам социальной поддержки семей с детьми, установленным на федеральном уровне, субъектами Российской Федерации с учетом финансовых возможностей и региональных особенностей разрабатываются и реализуются программы социальной поддержки семей, имеющих детей.

В связи с вступлением в силу с 1 января 2016 года Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» субъекты Российской Федерации могут самостоятельно определять периодичность предоставления мер социальной поддержки граждан. Кроме того, в целях определения категории получателей мер социальной поддержки из числа семей с детьми региональными нормативными правовыми актами могут быть установлены критерии нуждаемости.

Реализуется продленная до 2020 года подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках федеральной целевой программы «Жилище», а также комплекс мер, направленных на улучшение жилищных условий семей с 3 и более детьми.

В 2016 году была продолжена работа по развитию системы дошкольного образования. Одним из перспективных направлений в рамках модернизации региональных систем дошкольного образования является открытие дошкольных групп при организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Несмотря на снижение числа самостоятельных дошкольных образовательных организаций, обусловленное процессом реорганизации и создания крупных образовательных организаций (центров), реализующих все уровни общего образования, численность воспитанников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, увеличилась на 2,7%.

Наметившаяся за последние годы позитивная тенденция, связанная со стабилизацией численности постоянного населения и ее увеличением, получила свое продолжение и в 2016 году. По сравнению с 2015 годом численность несовершеннолетних граждан увеличилась на 560 тыс. человек.

В настоящем докладе содержится анализ основных аспектов государственной политики в отношении детей и семей, имеющих детей, за 2016 год в сравнении с 2014 и 2015 годами.

Доклад подготовлен в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 248 «О государственном докладе о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации» в целях обеспечения органов государственной власти Российской Федерации объективной, систематизированной информацией о положении детей и семей, имеющих детей, тенденциях его изменения для определения приоритетных областей и направлений деятельности по решению проблем детства, а также в целях разработки необходимых мероприятий по обеспечению прав детей, их защиты и развития.

Структура доклада отражает вопросы социально-экономического положения семей с детьми, состояния здоровья женщин и детей, питания, образования, воспитания и развития детей (в том числе детей-инвалидов, детей мигрантов), трудовой занятости подростков и родителей, профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Доклад основывается на официальных материалах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В приложении к докладу приведены перечень основных нормативных правовых актов, принятых в 2016 году, оказывающих влияние на различные аспекты жизнедеятельности детей и семей с детьми, а также статистические показатели, характеризующие динамику изменения положения детей в 2014–2016 годах. 

1. Основные демографические характеристики

По оценке Росстата, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2017 года составила 146,8 млн. человек.

Реализация Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351, направленной на усиление государственной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием ребенка, привела к увеличению численности детей.

На 1 января 2017 года, по оценке Росстата, численность детей и подростков в возрасте до 18 лет, постоянно проживающих в России, составила 29 574 тыс. человек, в том числе 9 582 тыс. человек в возрасте от 0 до 5 лет; 3 515 тыс. человек – 5-6 лет; 13 798 тыс. человек – 7-15 лет; 2 679 тыс. человек – 16-17 лет.

По сравнению с началом 2016 года численность детей и подростков выросла на 560 тыс. человек или 1,9%. Доля детей и подростков в общей численности населения увеличилась с 19,8% до 20,1%.

Это обусловлено стабилизацией абсолютного числа родившихся и дальнейшим снижением смертности детей всех возрастных групп, в том числе в перинатальный период и возрасте до 1 года.

В 2016 году родилось на 51,9 тыс. детей меньше, чем в 2015 году (2016 г. – 1 888,7 тыс. детей; 2015 г. – 1 940,6 тыс. детей), при этом суммарный коэффициент рождаемости, характеризующий среднее число детей, рожденных одной женщиной репродуктивного возраста, снизился и в 2016 году составил 1,762 ребенка на 1 женщину (2015 г. – 1,777 детей; 2014 г. – 1,750 детей).

Общий коэффициент рождаемости в 2016 году снизился до 12,9 родившихся на 1 000 человек населения (2015 г. – 13,3 родившихся). Это обусловлено снижением численности женщин репродуктивного возраста. Так, на 1 января 2017 г. по сравнению с началом 2016 г. снижение численности женщин в возрасте 19-29 лет составило 614 тыс. человек или 5,6%.

Реализация мер демографической политики, направленных на сохранение здоровья населения и снижение смертности, продолжила оказывать влияние на снижение материнской смертности. В 2016 году материнская смертность уменьшилась до 10,0 на 100 тысяч родившихся живыми (2015 г. – 10,1 на 100 тысяч родившихся живыми; 2014 г. – 10,8 на 100 тысяч родившихся живыми).

На протяжении длительного периода стабильно снижается младенческая смертность, эта тенденция получила продолжение и в 2016 году (2016 г. – 11,4 тыс. детей; 2015 г. – 12,7 тыс. детей; 2014 г. – 14,3 тыс. детей). В 2016 году по сравнению с 2015 годом число умерших детей в возрасте до 1 года уменьшилось на 1 236 человек, а показатель младенческой смертности на 1 000 родившихся живыми снизился на 0,5 процентного пункта и составил 6,0 (2015 г. – 6,5; 2014 г. – 7,4).

В 2016 году по сравнению с предыдущими годами продолжилось снижение числа зарегистрированных браков (2016 г. – 985,8 тыс. браков; 2015 г. – 1 161,1 тыс. браков; 2014 г. – 1 226,0 тыс. браков). Коэффициент брачности в 2016 году составил 6,7 на 1 000 человек населения (2015 году – 7,9 на 1 000 человек; 2014 г. – 8,4 на 1 000 человек).

Миграционный приток населения из зарубежных стран (в основном из государств – участников СНГ) также влияет на численность детей, постоянно проживающих в Российской Федерации. В 2016 году миграционный прирост вырос на 6,5% по сравнению с 2015 годом и составил 261,9 тыс. человек.


Ознакомиться с полным Государственным докладом о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации в 2016 году можно скачав дополнительные документы внизу страницы

Документы для скачивания: