Статья 212
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.
Статья 209
Профессиональный риск – вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работников обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Управление профессиональными рисками – комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраны труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.
Статья 219
Каждый работник имеет право на получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.08.2016 № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» (далее – Типовое положение о СУОТ).
Пункт 8 Типового положения о СУОТ:
Положение о системе управления охраной труда в организации с учетом специфики деятельности работодателя для проведения мероприятий по оценке профессиональных рисков включает процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда, а именно:
процедуру управления профессиональными рисками;
процедуру информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях.
Пункт 10 Типового положения о СУОТ:
Политика работодателя в области охраны труда обеспечивает:
в) выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками.
Пункт 11 Типового положения о СУОТ:
Политика работодателя в области охраны труда отражает:
в) положения об учете специфики деятельности работодателя и вида (видов) осуществляемой им экономической деятельности, обусловливающих уровень профессиональных рисков работников.
Организация имеет право провести оценку профессиональных рисков как самостоятельно, так и заключить договор на оценку профессиональных рисков со сторонней организацией. Требования к организациям, которые могут проводить оценку профессиональных рисков действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрены.
Управление профессиональными рисками должно предусматривать активное взаимодействие работодателей, работников и других заинтересованных сторон в улучшении условий труда и сохранении здоровья работников.
Если в организации приняли решение провести оценку профессиональных рисков собственными силами, то необходимо разработать собственный алгоритм процедуры. Планируя деятельность по формированию и внедрению системы управления профессиональными рисками, работодатель назначает должностное лицо – ответственное за систему управления профессиональными рисками и наделяет его обязанностями и правами, необходимыми для ее функционирования и поддержания в актуальном состоянии.
Грамотно проведенная оценка профессиональных рисков помогает снизить риск возникновения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на конкретном рабочем месте и выявить, какие меры по обеспечению безопасности на предприятии необходимо принимать в первую очередь.
Результатом оценки профессиональных рисков является количественная оценка степени риска ущерба для здоровья работников от действия вредных и (или) опасных факторов рабочей среды и трудовой нагрузки по вероятности нарушений здоровья с учетом их тяжести. Эти данные являются обоснованием для принятия управленческих решений по ограничению риска и оптимизации условий труда работника. Порядок проведения оценки профессионального риска устанавливается локальным нормативным актом организации в рамках действующей в ней системы управления охраной труда в соответствии с нормативно-правовыми требованиями законодательства Российской Федерации.
Анализ профессионального риска состоит из оценки профессионального риска, управления профессиональным риском и информации о профессиональном риске.
идентификацию (выявление) опасностей;
оценку уровней профессиональных рисков;
разработку мероприятий по снижению либо контролю уровней профессиональных рисков.
Идентификацию опасностей на конкретных местах и в процессе выполнения конкретных работ рекомендуется проводить на основе классификатора (реестр) опасностей – локального нормативного документа, создаваемого организацией в рамках действующей системы управления охраной труда применительно к специфике и особенностям своего производства. Классификатор (реестр) опасностей должен представлять собой номенклатуру всех существующих в организации опасностей и создаваться на основе всей имеющейся информации обо всех возможных опасностях данного производства. Пункт 35 Типового положения о СУОТ предусматривает перечень основных видов возможных опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников.
Исходными данными для оценки профессиональных рисков, которые помогут выявить и идентифицировать профессиональные риски, могут быть:
Нормативные правовые акты, локальные документы по охране труда и безопасности работ, которые относятся к определенному рабочему процессу.
Результаты специальной оценки условий труда, что позволит определить вредные факторы, которые влияют на работника.
Техническая документация на оборудование и технологическая документация на процессы, что позволит определить потенциальные риски при работе с оборудованием.
Информация о веществах и инструментах, которые участвуют в технологическом процессе, что позволит определить потенциальные риски при работе с веществами и инструментами.
Сведения о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, о произошедших авариях в организации и результаты их расследования. Эти сведения помогут выявить, при каких работах и производственных процессах в организации работники подвергаются наиболее сильным профессиональным рискам.
Жалобы работников, которые связаны с ненадлежащими условиями труда, и предложения по улучшению условий труда.
Предписания надзорных органов в области охраны труда и промышленной безопасности.
Документированные в виде классификатора (реестра) результаты идентификации опасностей служат исходными данными в процедуре оценки профессионального риска и выработки мероприятий по управлению рисками, по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, по улучшению условий труда и совершенствованию системы управления охраны труда организации.
Методы оценки уровней профессиональных рисков определяются работодателем с учетом характера своей деятельности и сложности выполняемых операций. Допускается использование разных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций (пункт 37 Типового положения о СУОТ). На сегодняшний день насчитывается более 72 методов оценки профессиональных рисков. При выборе метода оценки профессионального риска, следует руководствоваться методом, который охватывает все идентифицированные опасности и прогнозируемые риски, а также позволяет выработать систему мер, надежно защищающую работающих от опасностей и профессиональных рисков их воздействия.
Для справки: ГОСТ 12.0.230.4-2018, ГОСТ 12.0.230.5-2018 описывают основные методы и процедуры по идентификации опасностей, применяемые в зависимости от выбранного(ых) организацией метода(ов) оценки профессиональных рисков.
Заключительным этапом оценки профессиональных рисков является разработка мероприятий по снижению, устранению либо контролю уровней профессиональных рисков (факторов опасности).
Пункт 39 Типового положения о СУОТ предусматривает меры по исключению или снижению уровней профессиональных рисков:
исключение опасной работы (процедуры);
замена опасной работы (процедуры) менее опасной;
реализация инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия опасностей на работников;
реализация административных методов ограничения времени воздействия опасностей на работников;
использование средств индивидуальной защиты;
страхование профессионального риска
Мерами по снижению профессиональных рисков являются также:
регулярное наблюдение за условиями труда;
регулярное наблюдение за состоянием здоровья работников (предварительные и периодические медицинские осмотры, группы диспансерного наблюдения, целевые медицинские осмотры);
пропаганда здорового образа жизни.
Эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками должна постоянно оцениваться.
В результате принятых и проведенных мероприятий профессиональный риск должен быть снижен либо исключен. Если риск остается, то разрабатываются новые мероприятия по снижению профессионального риска и проводится повторная оценка. Если и после этого профессиональный риск остается, то необходимо принципиально пересмотреть метод выполнения работ.
Работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) формы информирования работников об уровнях профессиональных рисков на их рабочих местах.
Пункт 42 Типового положения о СУОТ предусматривает информирование работников в форме:
включения соответствующих положений в трудовой договор работника;
проведения совещаний, круглых столов, семинаров, конференций, встреч заинтересованных сторон, переговоров;
изготовления и распространения информационных бюллетеней, плакатов, иной печатной продукции, видео- и аудиоматериалов;
использования информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
размещения соответствующей информации в общедоступных местах.
В организации должна постоянно отслеживаться реализация назначенных мероприятий по управлению профессиональными рисками, достигнут ли желаемый результат от внедрения тех или иных мер в области управления профессиональными рисками, собрана ли достаточная информация для принятия решения по управлению профессиональными рисками и была ли эта информация использована для снижения степени риска в организации.
Документы для скачивания: