Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

Охрана труда и государственная экспертиза условий труда

Система управления охраной труда (СУОТ) – это единый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

Система управления охраной труда (СУОТ) является частью общей системы управления (менеджмента) организации. Положительное воздействие внедрения систем управления охраной труда на уровне организации, выражающееся как в снижении воздействия опасных и вредных производственных факторов и рисков, так и в повышении производительности труда, признано Прави­тельством РФ, работодателями и работниками.

На работодателя возлагается непосредственная ответственность и обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны здоровья работников в организации.

Алгоритм действий «Как организовать систему управления охраной труда в организации»:

Шаг 1. Ознакомление работников с требованиями охраны труда. Для этого необходимо иметь актуальный комплект документов по охране труда, соответствующий сфере деятельности организации. Данные документы можно приобрести в бумажном виде или распечатать, но для того, чтобы всегда быть в курсе изменений, можно заключить договор с компаниями, которые предоставляют доступ к последним версиям нормативно-правовых документов по охране труда в электронном виде.

Шаг 2. Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) на рабочих местах в организации. СОУТ проводится за счет средств работодателя. Используя результаты СОУТ, можно оценить условия труда в организации, имеющиеся риски, определить гарантии и компенсации, которые положены работникам.

Шаг 3. Распределение обязанностей в области охраны труда на всех уровнях управления. Обязанности устанавливают персонально для каждого руководителя или сотрудника, который принимает участие в управлении охраной труда.

Шаг 4. Проведение анализа состояния охраны труда в организации, используя результаты СОУТ, акты проводимого контроля, статистику травматизма и профессиональных заболеваний. Результаты анализа состояния охраны труда лучше всего зафиксировать документально: если в организации действует комитет или комиссия по охране труда, то результаты анализа состояния охраны труда оформляются в виде протокола заседания, если анализ проведен службой охраны труда – в виде служебной записки. Важно помимо выявления проблем также установить меры по их устранению.

Шаг 5. Оформление политики организации по охране труда. Лучше всего сделать это в виде отдельного документа или части положения о СУОТ, в котором указываются цели организации в области охраны труда и пути развития.

Шаг 6. Разработка конкретного плана мероприятий в соответствии со спецификой деятельности организации. Базовые мероприятия (СОУТ, управление профессиональными рисками) обязаны проводить все без исключения работодатели, а обеспечительные процедуры (обучение, медицинские осмотры, информирование работников, режим труда и отдыха, выдача средств защиты, обеспечение молоком и лечебно-профилактическим питанием, контроль за подрядчиками и поставщиками) выбирают в зависимости от вида деятельности.

Шаг 7. Организация управления профессиональными рисками. Описание процедуры можно включить в положение о СУОТ, либо оформить отдельным локальным нормативным актом. Необходимо назначить ответственных и прописать порядок проведения контроля за профессиональными рисками, сформировать реестр рисков, выбрать процедуры и задокументировать их. С учетом всех выявленных рисков составить программы инструктажей на рабочих местах и программы стажировок, а также установить средства защиты работников.

Шаг 8. Разработка плана реагирования на инциденты, несчастные случаи и профессиональные заболевания. В план можно включить порядок выявления опасностей, тренировки работников в случае аварийных ситуаций, порядок расследования несчастных случаев или профессиональных заболеваний.

Шаг 9. Систематизация внутренних документов по управлению СУОТ. Утверждение порядка разработки, согласования, утверждения и пересмотра документов по СУОТ, сроков их хранения. Составление перечня всех внутренних документов по СУОТ, назначение ответственных за их оформление и актуализацию.

Шаг 10. Обеспечение сохранности контрольно-учетных документов. Такие документы подразделяются на внешние и внутренние. К внешним относятся предписания органов государственного контроля и надзора, протоколы измерений факторов рабочей среды, проведенных сторонними организациями и т.д. К внутренним – журналы инструктажей, наряды-допуски и др.

Шаг 11. Организация контроля функционирования СУОТ. Контроль можно осуществлять в нескольких видах:

1) контроль безопасности на местах;

2)контроль выполнения периодических процедур (СОУТ, медицинские осмотры и пр.);

3) контроль происшествий и процедур;

4) контроль эффективности СУОТ в целом.

Шаг 12. Выполнение корректирующих действий во избежание последующих происшествий.

Шаг 13. Разработка плана по улучшению условий и охраны труда. План формируется ежегодно по результатам анализа функционирования СУОТ.

Документы для скачивания: